Skoda Octavia Super: весна пани «Октавии»
Ну что, запыхалась немного? Да, 100 км/ч для такого мотора, а главное, в таком возрасте – скорость серьезная. Но ведь мы опаздывали, да и твой хозяин Мирослав подбадривал: мол, можно еще быстрее! Запас по педали газа, действительно, не был исчерпан, но машину все-таки жалко – не молоденькая ведь, хотя и выглядит прекрасно.
ЛИЦОМ К НАРОДУ
Трудно поверить, но с 1949-го по 1955-й в Чехословакии автомобили частникам практически не продавали. Машину удавалось получить лишь за большие заслуги перед государством и партией. В 1952 году таких граждан набралось всего пятьдесят три! Причем половине из них достались иномарки. Ну а подавляющее большинство машин, произведенных в стране (в том числе на заводе «Шкода» в Млада-Болеславе), попадали в государственные и партийные учреждения.
Послабление пришло в 1955-м. Из СССР задул теплый ветерок перемен, да и Чехословакии требовались нормальные товарно-денежные отношения. Первым народным автомобилем послевоенной эпохи стала «Шкода-440 Спартак» (это имя не прижилось и просуществовало недолго): симпатичный двухдверный седан с 40-сильным мотором. Автомобиль стоил 27 900 крон при средней зарплате в 1300. В 1959-м дебютировала «Шкода-Октавия», наследница 440-й модели.
Изменились элементы отделки (впрочем, их и так меняли регулярно), но главное – вместо архаичных поперечных рессор в подвесках появились пружины. К слову, народные автомобили с полностью независимыми подвесками фирма «Шкода» строила еще до Второй мировой.
ПРО МИР И ДРУЖБУ
Самый близкий к «Октавии» наш автомобиль – «Москвич-407». Их объединяют тесноватая посадка, близко стоящие педали: нажимая на газ, с непривычки временами задевал тормоз.
Впрочем, испытывая «Шкоду» в СССР (советских граждан иномарками не баловали, – машины покупали в качестве аналогов, в основном для МЗМА), наши инженеры отмечали: по части разгона, тормозов да и экономичности чехословацкий автомобиль превосходит советский. Но «Шкода» была двухдверной и сзади еще более тесной.
Эта чешская «пани» – в версии «Супер», с 1,2-литровым мотором; в 1962-м он развивал 47 л.с. (сначала было 45). Главное – привыкнуть к алгоритму переключения передач: первая – от себя, вперед, задняя – на себя, назад. Синхронизаторы – на всех ступенях, кроме первой (она требует особо аккуратного обращения и, желательно, полной остановки), для второй половины 1950-х это норма.
С «москвичами» «шкоды» встречались не только на городских улицах и в ходе сравнительных испытаний, но и на гоночных трассах. Еще один признак потепления в мире социализма – ралли «За мир и дружбу», дебютировавшее в 1960-м: некий аналог мирового первенства, только, как правило, с участием пилотов лишь из стран СЭВ. Многодневку (первое ралли стартовало в Праге, а финишировало в Москве) первые два года безоговорочно выигрывали спортсмены ЧССР. Кстати, эта аббревиатура (если кто забыл – Чехословацкая Социалистическая Республика) появилась в том же году, после принятия новой конституции.
Конституция, волна реабилитаций, в 1962-м тело бывшего лидера Готвальда вынесли из местного мавзолея… Симпатичная «Шкода-Октавия» воспринималась одним из символов улучшающегося настоящего и светлого будущего.
ОТ ВЕСНЫ ДО ВЕСНЫ
Завод в Млада-Болеславе получал немало валюты от неплохого экспорта. «Октавии» расходились по всему миру – от Эквадора и Японии до Канарских островов и США. Но основными рынками сбыта были европейские. Причем не только восточные. В 1961-м в ГДР продали 3963 машины, в Финляндии – 4061, в ФРГ, чьи граждане знали толк в автомобилях, – 1624. Немало! Правда, стоила там стандартная 40-сильная версия очень немного – 3995 марок, всего на 200 марок дороже самого дешевого «Жука». А «Опель-Олимпия» и «Форд-Таунус 12 М», более престижные аналоги, обходились соответственно в 5785 и 5555 западногерманских марок.
Через 50 лет, когда по дорогам мира катаются совсем другие «октавии», мы колесим на той, первой, по залитым весенним солнцам холмистым дорожкам близ города Либереца, неподалеку от Млада-Болеслава. Ищем подходящие места для фотосъемки. Это не очень сложно, поскольку внешне здесь все изменилось не сильно: луга не заняли помпезные новомодные замки нуворишей, а городки не оккупировали безвкусные дворцы чиновников.
Увлекшись, мы забыли о времени. На обратном пути слегка пришпорили «Октавию», мобилизовав ее и свои возможности. Не ралли, конечно, но мотору, коробке передач, тормозам и узеньким шинам пришлось потрудиться.
Двигатель не очень любит большие обороты. На затяжных крутых подъемах, где требуется включать вторую, и на дальнице (автострада по-чешски), где держали 100 км/ч, стрелка указателя температуры воды хоть и не критично, но неумолимо шла вправо. Склонен к перегреву и бензонасос, неудачно расположенный между горячим радиатором и не менее теплым двигателем. Комфортная скорость «Октавии» – 80–90 км/ч.
А вот тормоза понравились. Конечно, в отсутствие гидровакуумного и тем паче вакуумного помощника усилие для интенсивного замедления надо прикладывать солидное, но машина при этом не рыскает, не заставляет отлавливать себя рулем.
Работы светлой баранкой и без того достаточно. Хочешь пройти крутой узкий поворот побыстрее – изволь заранее выбрать люфт, быстро повернуть руль куда надо и, как только капот туда направился, вращать его обратно. Немного писка высоких шин, и «Октавия» вновь старательно ускоряется. А на дальнице, где разрешены 130 км/ч, наша «пани» даже обогнала пару грузовиков. Как в молодости!
Ну вот, все фото сделаны, двигатель поостыл – пора прощаться. Жаль! Мне кажется, она готова ехать хоть до Москвы. Ведь и весна нынче совсем такая же, как полвека назад…
ГАММА ПЕРВОЙ ОКТАВЫ
«Шкоду-Октавия» (заводское обозначение – «Тип 985») выпускали с 1959 года. На автомобиль с хребтовой рамой и независимыми подвесками ставили 1,1-литровый мотор мощностью 40 л.с. (с 1961-го – 42 л.с.). На версии «Октавия Супер» применяли двигатель объемом 1,2 л, развивавший 45, затем – 47 л.с. Паспортная максимальная скорость такой машины – 118 км/ч. С 1960 года понемногу строили также «Октавию TS» (расшифровка аббревиатуры – «туринг спорт») с увеличенной степенью сжатия и двумя карбюраторами. Моторы 1,1 и 1,2 л развивали 50 и 55 л.с. соответственно. В линейке были также универсал «Комби» и родстер «Фелиция». Первый делал филиал во Врхлаби, второй – в Квасинах. До 1964-го, когда на конвейер встала совершенно новая заднемоторная модель 1000 МВ, выпустили 229 531 экземпляр, из них в версии «Супер» – 79 489, TS – 2273. Универсалов до 1971-го произвели 54 086 штук.
Редакция благодарит Мирослава Черного и компанию «Шкода» за предоставленный автомобиль и помощь в организации съемки.