"ода"
КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ
/АВТОПАРК ЗР
"ОДА"
ТЕКСТ / АНДРЕЙ СИДОРОВ
В последний, тянь-шаньский пробег машина ушла с новым кузовом, избавившись, как мы полагали, от множества болезней, донимавших ее с рождения. Увы, белоснежный, взамен синего, кузов не превратил гадкого утенка в прекрасного лебедя. Пусть, как нам представлялось, он и плыл по конвейеру под особо бдительным надзором заводской службы качества, и "перекидывали" его лучшие спецы "Ижмашсервиса", но то, что в итоге мы получили, оказалось еще более "знакомым", чем отданное в ремонт.
Прежнюю-то машину за 30 тыс. километров мы по мере сил сделали "условно годной" и поддерживали в этом состоянии. Передние амортизаторные стойки после доделки (см. ЗР, 1999, № 9) худо-бедно работали, колеса не разъезжались, "печка" (ЗР, 2001, № 2) грела. И если бы не рассыпавшийся в очередной, четвертый раз редуктор заднего моста (ЗР, 2000, № 8) и облезший кузов, остальные неприятности пережили бы. Но заводчане в лице ответственной комиссии из Ижевска, ознакомившись с длинным списком претензий, решили разом снять все проблемы - заменить кузов на новый в сборе.
Мы ничего не имели против белого цвета машины, но наша-то была синей и менять цвет мы не договаривались. Белый на рынке всегда дешевле - непрактичен и следы ржавчины заметней. А здесь еще на крыше проплешина до грунтовки размером 5х2 см - протерли где-то при транспортировке или наш новый кузов не очень-то нов? Выяснить тогда было недосуг - ждала командировка на Иссык-Куль. К тому же все остальное, за исключением некоторых мелочей, как будто в норме.
Увы, неисправности посыпались почти в той же последовательности, что и на той, синей "Оде". Сначала "накрылся" спидометр, вскоре застучали передние амортизаторные стойки, а через пять тысяч и вовсе перестали хоть что-то амортизировать - вытекли. Более того, новый кузов в местах крепления стоек растрескался! Этот дефект, конечно, несложно устранить и своими силами. К примеру, заварить трещины, приварить снизу усилительные пластины или заменить чашки на новые. Но почему разваливается новый кузов и где гарантия, что вскоре он не треснет в другом месте? К тому же на правой чашке выбит заводской номер кузова - замена или ремонт этой детали повлекут за собой лишние вопросы со стороны ГИБДД.
"Печка" - уж лучше бы оставили прежнюю, та хоть грела после переделки. Новую же снова пришлось конопатить.
Замки дверей теперь работают отлично; прежние доставляли нам немало хлопот (ЗР, 1999, № 12). Одно исключение - пятая дверь. Ее замок "воткнули" на заводе кое-как (см. фото) - исправляли сами.
К неисправностям, "растущим" еще от первого сотворения машины, добавились новые: самопроизвольно выключаются III и IV передачи в коробке, вот-вот "кончится" сцепление и (уж в который раз) отвалилась труба глушителя. На СТО кронштейн, удерживающий ее на картере КП, не поставили. Наверное, правильно сделали - он держался от силы 5 тыс. км, потом трескался. Однако без этого кронштейна выпускная система провисла так, что хомуты труб заметно сточились о неровности дороги. Чтобы однажды не оставить на какой-нибудь кочке весь "дымоход", придется его каким-нибудь образом закрепить к днищу. Надеемся, это "домашнее задание" не окажется слишком сложным.
Справедливости ради отметим положительные моменты, сопутствующие замене кузова.
Редуктор заднего моста, постоянно державший нас "в тонусе", вроде заработал без нареканий. Последние 10 тыс. км о нем даже стали забывать. Работает отлично, не шумит, не греется - не сглазить бы, но, кажется, наконец-то его сделали как следует.
На крыше под обивкой потолка появилась кое-какая шумоизоляция. Пусть не дает она заметного эффекта, но коли положена по штату - должна быть.
Но это - все хорошие новости. В остальном новая-старая "Ода" повторила предшественницу почти "дословно".
Да как же такое возможно? Завод, по заверениям прессы, идет в гору, "Оде" в своем классе нет равных и она вот-вот станет народным автомобилем!
И мы отправились на "Ижмашавто", чтобы своими глазами увидеть перемены. Многочасовая, без утайки, экскурсия по цехам показала: перемены есть, и немалые. Более того, если вспомнить, что творилось на производстве полтора года назад, станет ясно: положение явно изменилось в лучшую сторону. Наконец-то управление взяла на себя команда настоящих профессионалов-автостроителей во главе с генеральным директором "Ижмашавто" Михаилом Блохиным.
Завод сумел полностью отказаться от расчетов по бартеру с присущей им особенностью - со смежника хоть шерсти клок (о каком качестве комплектующих могла идти речь?). Сегодняшние поставщики построены в одну шеренгу и постоянно должны доказывать свое право не выйти из нее вон. Хочешь остаться в деле - будь любезен, соответствуй требованиям!
С введением на заводе настоящей службы охраны сошел на нет полулегальный рынок комплектующих, еще недавно кишевший тут же, за забором. По-видимому, потеряли свой бизнес фирмы и фирмочки, кормившиеся на доукомплектовании полуготовых автомобилей. Других-то автозавод тогда и не выпускал. По крайней мере, полтора года назад купить машину в сборе заводского изготовления нам не удалось. А уж какие детали шли на эти цели, какого качества - одному богу известно. Наша-то первая "Орбита-Ода" была из таких вот полукровок, потому, говорят, и разваливалась на ходу.
Сегодня полуфабрикат из заводских ворот не выпускают. Правда, "некомплект", увы, все же бывает. Но он, пройдя всю технологическую цепочку, отправляется в отстойник, где по мере поступления недостающих деталей специальная бригада доведет машину до кондиции.
Так что же, на заводе полная идиллия? Нет, до нее еще очень далеко. Проблем, и весьма серьезных, хватает. К примеру, амортизаторные стойки, выпускаемые по соседству - на мотопроизводстве, далеки от идеала. На заводе даже живет поверье, сам слышал, что все беды стоек из-за того, что их, собранные, ни в коем случае нельзя отклонять от вертикального положения! Все перемещения, складирование и монтаж - только стоя! Иначе амортизатор - не жилец, долго работать не будет. Найти сколько-нибудь приемлемого теоретического обоснования этой особенности не удалось. Но кроме ижевского завода, ни один изготовитель гидравлических амортизаторов подобных ограничений на свою продукцию не накладывает.
Вызывают нарекания омская коробка передач, подвеска, мосты. Но есть пути изменения ситуации. Так, производство стоек планируют прибрать к себе, а в будущем перейти на те, что использует ВАЗ. А пока выпущенные с браком заменят по гарантии. (Интересно, правда, всем заменят?). Проблемы с подвеской намерены решить с помощью специалистов ВАЗа. В перспективе - цинкование наиболее подверженных коррозии панелей кузова.
Но позвольте, заметит внимательный читатель: ведь редакционная "Ода" - старая лишь по документам. На деле-то свежая. Объясняется все просто. По нашим сведениям, тот новый кузов, что предназначался нам на замену, был подготовлен особо тщательно. Это его и сгубило: какой-то заводской начальник среднего калибра, увидев кузов-эксклюзив царственно плывущим по конвейеру, взял да и прибрал его себе. А владельцу, то есть нам, отправил тот, что пылился на складах - еще от "бартерной" эпохи производства...
Поломка замка багажника была
запрограммирована.
11 тысяч - пошли трещины.
Не все тормозные трубки одинаково
стойки к коррозии.
Часть кузова собирают только роботы-автоматы.
Все дефекты перед окраской устраняют вручную.
Кузов "в металле" обезжиривают и грунтуют в анафорезной ванне.
Завершающий этап - проверка на стенде.