Гонки в эти выходные (21-22 июля)
Внимание большинства автоспортивных болельщиков в эти выходные, безусловно, будет сконцентрировано на немецкой трассе «Хоккенхаймринг», где пройдет очередная гонка Формулы-1. После нескольких месяцев тотальной неопределенности круг претендентов на чемпионский титул вроде бы определился: из «общей массы» в семь пилотов, одержавших победы в гонках по ходу этого сезона, выделились гонщики команды Red Bull и лидер коллектива Ferrari испанец Фернандо Алонсо. Но дать зуб, что первую позицию на Гран-при Германии будут оспаривать три этих спортсмена, мешает важный нюанс. В прошлом году немецкий этап Формулы-1 проводился на другой трассе, а значит - как бы хорошо ни был «Хоккенхаймринг» известен командам, до начала гоночного уик-энда у них нет никакой информации о работе резины Pirelli на данной трассе. А ведь именно понимание или непонимание тонкостей взаимоотношений шин с дорожным покрытием и является в этом сезоне главной причиной прорывов и провалов…
Не стоит забывать и о специфике конфигурации немецкого автодрома, который провоцирует у инженеров желание разорваться. Точнее, разорвать машину на две части - чтобы одну настроить под достаточно длинные прямые первой части трассы, а другую - под извилистую (хоть и не совсем «тормозную») вторую половину трека. Примечательно, что в последних гонках машины Ferrari увереннее всего смотрятся в быстрых поворотах, в то время как внесенные по ходу сезона изменения в конструкцию болида Red Bull позволили ему лучше соперников проходить медленные повороты. На «Хоккенхаймринге» есть и такие, и такие - то есть если даже все команды одинаково хорошо справятся с шинным ребусом, никто из очевидных претендентов на лидерство ощутимого преимущества иметь не будет. А значит - все опять будет зависеть от мелких деталей. У кого абсолютно свежие шины, а у кого - слегка прикатанные? В чьих руках конкретный тип резины может «прожить» на пару кругов дольше? Кто лучше сориентируется в трафике и обеспечит себе чистую трассу после пит-стопа? И не исключено, что вопрос о победителе - как это было на предыдущей гонке в Сильверстоуне - снова решится на последних кругах.
Трасса в канадском Эдмонтоне, где в воскресенье пройдет очередной этап «Мировой серии Indycar», бросает гонщикам и инженерам тот же вызов что и немецкий Хоккенхайм, но контраст между двумя частями трека здесь еще сильнее. Сначала пилоты одну за другой преодолевают три длинных прямых, дважды оттормаживаясь перед медленными 180-градусными шпильками - а потом начинается участок, где семь поворотов буквально нанизаны один за другой. Преодолевать их надо одним духом, не теряя скорости и не перводя дыхание. Допустишь помарку, соскользнешь с идеальной траектории, соберешь приличную порцию мусора на шины - и если соперники не опередят тебя сразу, то неминуемо «съедят» на следующем же затяжном разгоне. Одним словом, здесь нужна не столько смелость, сколько точность. Как при управлении самолетом: не зря же трасса в Эдмонтоне проложена по взлетным полосам и рулежным дорожкам одного из местных аэропортов.
Традиционно выше всех здесь летают представители двух самых авторитетных американских формульных команд - Penske и Ganassi. Гонка «Мировой серии Indycar» проводилась в Эдмонтоне четыре раза - и два легендарных коллектива поделили между собой 11 из 12 разыгрывавшихся в этих гонках призовых мест. В этом году две «конюшни» поначалу вроде бы не собирались допускать кого-то третьего к дележке первых строчек общего зачета: пилоты Penske выиграли четыре первых гонки сезона, гонщики Ganassi - следующие две. Но потом - как отрезало. Три последних гонки принесли шести представителям двух славных коллективов один-единственный финиш в первой пятерке! Зато проснулась команда Andretti, где роль лидера взял на себя американец Райан Хантер-Рей - он выиграл все три гонки, где конкуренты из Penske и проявили себя столь «беззубо». Неудивительно, что после двух столь резких «смен караула» накануне этапа в Эдмонтоне болельщики теряются в догадках: продолжит Хантер-Рей наметившееся движение к титулу или авторитеты нанесут ответный удар - а может, в чемпионате появится и четвертая сила?
Участники чемпионата WTCC начали сезон больше четырех месяцев назад, но с тех пор ни разу не покидали Европу - если не считать визита в Марокко, находящееся «через дорогу» от Испании. Однако статус чемпионата мира надо «отрабатывать» - поэтому команды отправились фактически в кругосветное путешествие: отгонявшись в ближайшие выходные в бразильской Куритибе, они отправятся на трассу в калифорнийской Сономе, чтобы потом пересечь Тихий океан и провести три этапа на Дальнем Востоке. И если большинство персонала после соревнований будет возвращаться домой, то автомобили, оборудование и некоторые особо «везучие» сотрудники в следующий раз увидят Европу только в двадцатых числах ноября!..
Трасса, расположенная в Южной Бразилии, примерно в 500 километрах к юго-западу от Сан-Паоло, необычна тем что не имеет медленных поворотов, а состоит почти полностью из среднескоростных и быстрых «тягунов». Из-за этого по ней увлекательно мчаться в одиночку или во главе пелетона, наслаждаясь неожиданно высокими скоростями, которые можно развивать в паре профилированных поворотов, и всем телом сопротивляясь серьезным боковым перегрузкам. А вот бороться и обгонять достаточно сложно: жестких торможений почти нет, а в быстрых поворотах пилоты вынуждены придерживаться одной траектории - отступление от нее ведет если не к вылету с трассы, то к потере ценных секунд.
В этих непростых условиях главные роли обычно играет «старая гвардия» чемпионата - гонщики, за плечами которых не один десяток лет выступлений в «кузовах». Пилоты, у которых опыт и отшлифованные за минувшие сезоны навыки перемножаются на отсутствие свойственного молодежи мандража. Не зря чаще других в Куритибе выигрывали Иван Мюллер (которому скоро стукнет 43) и Габриэле Тарквини (ему уже исполнилось 50). В этом году у двух экс-чемпионов мира есть все шансы пополнить победный счет. Француз увереннее своих товарищей по команде пилотирует самый быстрый автомобиль в пелетоне - Chevrolet Cruze - и возглавляет общий зачет чемпионата. А итальянец может подтянуться к лидерам за счет пересмотра весовых коэффициентов: масса его SEAT Leon будет на добрых 50 килограммов меньше, чем у автомобилей американской марки.
Организаторы раллийного турнира IRC уже не заставляют участников тратить деньги на дальние поездки: с прошлого года в календаре нет заокеанских этапов. Зато вовсю осваивают непопулярные среди раллийной элиты страны: в этом сезоне статус этапа IRC впервые присвоен гонке, проходящей на территории Румынии - Ралли Сибиу. Одноименный город находится в пользующейся недоброй славой Трансильвании, но экипажам есть чего опасаться и помимо созданных чужой фантазией вампиров. Местные дороги, в принципе, позволяют ехать очень быстро - но только если у вас имеется возможность каждые двадцать-тридцать километров менять автомобиль на новый. После ознакомления со спецучастками лидер турнира Андреас Миккельсен выразил желание пересесть на автомобиль, построенный для «Дакара», и высказал мнение, что румынская гонка рискует стать даже более тяжелой чем Ралли Акрополис - а ведь греческий этап чемпионата мира традиционно считается самым убойным среди проводящихся в Европе соревнований.
Впрочем, самому Миккельсену переживать особо не о чем. Во-первых, на гравийной трассе - пусть и незнакомой - он чувствует себя гораздо увереннее, чем на асфальте. Во-вторых, в Румынию не приехали по-настоящему сильные соперники, уже огорчавшие норвежца в этом сезоне: финн Юхо Хяннинен, пилотирующий заводскую Skoda Fabia, и итальянец Джандоменико Бассо, выступающий на последнем поколении боевого Ford Fiesta. В-третьих, местные пилоты (благодаря знанию трассы имеющие теоретическое преимущество) только осваивают автомобили категории S2000 - в отличие от Миккельсена, который стартует в Румынии впервые, но машину свою за полтора года изучил до последнего болта. Одним словом, победа норвежца практически неизбежна. А следить стоит скорее за неугомонным Франсуа Делекуром - в 49 лет нелегкая понесла вице-чемпиона 1993 года на убойную гравийную гонку, хотя француз всегда был специалистом по асфальтовым ралли. Или экс-чемпионом России шведом Патриком Флодином, который при всем своем таланте и поддержке экс-чемпиона мира Петтера Солберга (принадлежащая норвежцу команда обслуживает автомобиль Флодина) никак не может полноценно дебютировать в IRC. Одну гонку шведу пришлось пропустить из-за травмы, а на второй мотор не протянул и 50 километров…