ВАЗ-2110: 300 тысяч? Без проблем!
Началась эта история в 2002 году, когда от моего «Москвича-2141» остался холмик ржавчины. Ему на замену я стал искать секонд-хэнд. На рынке в Набережных Челнах увидел вполне привлекательную серебристую «десятку». Машине меньше года, пробег 14 300 км, двигатель 8-клапанный, 1,5 л (ВАЗ-2111).
Купил, и первые же километры разочаровали. Крутящий момент на пониженных оборотах показался слабоват, ведь на «Москвиче» я привык к мотору 1,8 л. Да и салон, если сравнивать с «сорок первым», тесен. Похоже, сводя к минимуму аэродинамическое сопротивление, на ВАЗе забыли о том, что небогатый россиянин, покупающий отечественную технику, как правило, не из потомков Хо Ши Мина.
Однако мало-помалу настроение стало улучшаться. Возникло чувство, что двигатель прирабатывается и растет мощность. На самом деле это я научился держать необходимые обороты, вовремя включать передачи и так далее. А когда понял, на что способен автомобиль при скоростях за сотню, прибавилось уверенности при обгонах, затяжных подъемах, встречном ветре…
С первых поездок веду бортовой журнал, в нем отражена эксплуатация машины на протяжении вот уже 286 тыс. км. Детали менять случалось, ведь ничто, сделанное людьми, не вечно, особенно наши расходники. Шаровые опоры я заменял через 50 тыс. км просто из соображений безопасности. На наших «трассах» что‑нибудь обязательно отвалится – не дай бог, если переднее колесо! А ведь шаровая опора, даже потрескавшись, ничего на ушко не шепнет. Стоит ли рисковать, если замена – дело копеечное?
Топливные и воздушные фильтры обновлял через 10 тыс. и 20 тыс. км соответственно, ремни приводов ГРМ и генератора – через 50 тыс., колодки, рулевые наконечники, тормозные шланги – по мере износа. Чистил форсунки каждые 50 тыс. км, заменял тормозную жидкость раз в три года. А шины менял, увы, не только из-за износа протектора: покрышки Я-517, стоявшие на купленной машине, очень скоро пошли винтом!
Ступичные подшипники, выпускная система (за исключением глушителя, который я заменил при 270 тыс. км пробега!) по сей день родные. Двигатель и коробка передач не ремонтировались.
Конечно, любая техника требует внимания, но цены на детали «десятки» на фоне иномарочных ласкают взгляд и слух.
Разумеется, больше всего денег любой автомобилист тратит на топливо. На пробег 286 тыс. км потрачено около 20 тыс. л бензина. За их стоимость можно купить несколько подержанных авто. Но будем объективны: «десятка» не более прожорлива, чем большинство ее одноклассников.
Что еще? Сцепление первый раз потребовало замены на 145-й тысяче. А передние стойки с опорными подшипниками дослужили до 200 тыс. км. Неплохо, да? Но первый ДМРВ продержался лишь до 75 тыс. Зато второй жив по сей день. Якорь генератора прослужил около 275 тыс. км, под конец щетки прогрызли контактные кольца! Однако до этого батарея семь лет нормально работала, а значит, параметры бортовой сети были стабильны. Зная сроки службы ряда аналогичных узлов БМВ или «Мерседеса» да еще помня их цены, я «десяткой» не сильно обижен.
Хотя слабых мест у нее хватает. О недостатках систем вентиляции и отопления кто только не говорил, а разработчикам вроде невдомек. Мне удалось решить проблему, как описано в ЗР, № 5 за 2012 год. Ненадежный шаговый электродвигатель привода заслонки заменил тросиком подсоса от ГАЗ-53. Дешево и безотказно! Даже в сильный мороз салон теплый, льда на стеклах нет.
Немало досаждали тормоза. Вакуумный усилитель пришлось менять трижды: первый – при пробеге 240 тыс. км (вполне терпимо!), а вот следующие два отработали 28 и 14 тыс. км соответственно. Ныне трудится уже четвертый. Не многовато ли?
Ручник. Уже при небольшом износе колодок его невозможно отрегулировать: рычаги, к которым крепятся концы троса, при попытке его натянуть отгибаются наружу – и за них задевают выступающие концы болтов крепления колес. Укорачивал болты до предельного размера, устранял люфты рычагов шайбами. Что-то получилось, но осадочек остался. Верное средство – новые колодки, но обидно, ведь старые еще могли служить…
В том, что расширительный бачок системы охлаждения может невзначай лопнуть, убедился через год после покупки, во время поездки в Белоруссию, где запчастей к «десятке» просто не было! Выручили паяльник и пластиковая кукла. Нарезав полосок, начал их плавить – и заварил трещину бачка по шву. С залатанным удалось и домой вернуться (2300 км до Урала), и еще месяц поездить. В дальнейшем профилактически менял бачок каждые два года. Недавно узнал, что опытные люди не ограничиваются заваркой подобных трещин: шов обязательно усиливают, вплавляя в пластик тонкую металлическую сетку, разреженную стеклоткань и т. п. Это не вредно даже для нового бачка.
Важная черта ВАЗ-2110 – легкий доступ к большинству узлов. Сказанное важно и для убежденного клиента сервиса, ведь там приходится платить за любые операции. Вспомните, сколько мороки с заменой свечей на «Субару» или даже лампочек на современных иномарках. К тому же любую деталь к «десятке» можно купить где угодно, не ожидая ее неделями. Даже новое стекло можно поставить за 2500 рублей!
Недавно в моем гараже появился «Хёндай-ix35». Но продавать ВАЗ-2110 не спешу: моей семье он верный друг и помощник. А «корейцу» это еще предстоит доказать!