Авто с пропеллером: от винта!
Пропеллер китайского изобретателя по имени Танг Зенгпинг служит вовсе не для движения его электромобиля. Более того, раскручиваясь встречным потоком воздуха, он его здорово тормозит! Но при этом крутит генератор и подзаряжает тяговую батарею. Г-н Танг скромно разъясняет: «Несмотря на винт, мне все равно приходится заряжать батареи от розетки. А пропеллер помогает лишь немного сэкономить на электричестве». Но и это слишком хорошо для правды: на самом деле те ватт-часы, которые генерирует воздушный винт, он сначала отбирает у тяговой батареи, тормозя электромобиль и мешая ему разогнаться выше 140 км/ч.
Воздух как среда, от которой можно отталкиваться, хорош там, где нет надежного сцепления с дорогой. Например, на льду или при использовании принципа воздушной подушки. Поэтому аэросани оказались куда более живучими, чем аэромобили. И появились даже раньше – в 1903 году, причем в России! Они, даром что без колес, могут взобраться на любую обледенелую гору – хватило бы тяги двигателя. Финские аэросани «Айсбер» («Белый медведь») во время экспедиции 1930 года без проблем преодолевали замерзшие озера. При длине 6 м в них было всего два места, а мотор развивал 112 л.с. Исходивший от винта шум и прожорливость двигателя тоже не отнесешь к преимуществам.
«Татру-V855» чехи изготовили по заказу вермахта в 1942 году. Машина получилась оригинальная: сзади помимо пропеллера у нее был опускающийся колесный привод с грунтозацепами – для скрытного бесшумного передвижения. Война как-никак.
Превратить аэросани в амфибию – пара пустяков. Ведь здесь нет нужды герметизировать колесный привод, как в случае автомобиля. Это и сделали в наши дни на саратовском ООО «Торэкс». А мы нашли этот аппарат в Котласе.
Примерно так выглядели типичные аэросани в 30-е годы прошлого века.
Перед взлетом винтовой самолет бодро катится по земле, влекомый тягой пропеллеров. Ему при этом не слишком важно сцепление с дорогой: на льду он не будет буксовать, а покатится даже резвее. Ведь он отталкивается своим пропеллером не от земли, а от воздуха. А что, если подрезать (или вообще отрезать) ему крылья? Такими мыслями был, видимо, одержим французский авиатор Марсель Лейят. Его второй страстью были автомобили, к ним он мечтал приспособить авиационный движитель – пропеллер. Только представьте: ни сцепления, ни коробки передач, ни дифференциала, ни карданного вала – только мотор и винт на коленчатом валу! В 1913 году Лейят выкатил трехколесный бескрылый «самолет» – геликоцикл. Но злобные критики сразу нарисовали ужасные картины того, что сделает почти полутораметровый пропеллер с зазевавшимся пешеходом. Поэтому через год появилась улучшенная модель, в которой винт был укрыт решеткой, как у нынешних вентиляторов. Эта машина с мотором в 8 л.с. уже кое-как ездила, но частенько опрокидывалась или заворачивала не туда. Виной тому было авиационное трехколесное шасси. Вскоре Лейят приделал четвертое колесо, и в 1919 году «Хелика» пошла в серию.
Управлять «Хеликой» было несложно: педалей всего две – газ да тормоз. Хорошо виден тросовый рулевой привод, идущий к задним колесам. А установленные на передних колесах тормоза натягивались велосипедными цепями!
Выпускали «Хелику» как с открытым кузовом, так и с закрытым. Последний пользовался бόльшим спросом, ведь в родстере приходилось защищаться не только от встречного ветра, но и от потока, создаваемого пропеллером. Он разгонял «Хелику» до 80 км/ч. Впоследствии максималку удалось повысить аж до 171 км/ч. Будь у «Хелики» крылья, она точно взлетела бы! А так – дело ограничилось тремя десятками построенных машин. Последняя сошла со стапелей в 1925 году. Марсель Лейят намного пережил свое детище: он конструировал самолеты вплоть до Второй мировой войны, а умер в 1986 году в возрасте 101 года.
«Хелика» не осталась единственной попыткой скрестить самолет с автомобилем. В 1932 году опять же во Франции появился похожий аэромобиль с созвучным именем «Хеликрон». Выглядел он куда более современно, но общая схема та же: винт спереди, управляемые колеса сзади. Баловался установкой своих авиадвигателей на колеса и знаменитый «Бентли», только у его машин пропеллер стоял сзади. Все эти затеи кончились еще до войны.