Куда уйдет утилизационный сбор

Перерабатывать за счет госсредств ставшие непригодными личные автомобили становится слишком обременительным для казны, заявил на пресс-конференции зам. руководителя Минпромторга РФ Алексей Рахманов. Потому и вводится утилизационный сбор.

Алексей Рахманов

Алексей Рахманов

В последние годы автовладельцы страны отправляли на свалку до 4-6% отслуживших свое машин. Но по мере стремительного роста автопарка старья под списание будет все больше, количественное содержимое каждого процента возрастет. Отсюда решение «зашивать» в продажную цену авто предоплату за будущую переработку автохлама, дабы гарантированно получить средства на неизбежные утилизационные затраты. Так делают во многих странах.

Это главный повод для введения утилизационного налога (будем называть вещи своими именами). Однако, если совсем честно, как уточнил руководитель российского автопрома, есть другой. Госбюджет ощутит напряжение по мере того, как после вступления в ВТО Россия будет обязана снижать ставки ввозных пошлин и других сборов. Введение утилизационного поможет казне не оскудеть.

Алексей Рахманов обратил внимание: в уже принятом решении об у тилизационном сборе обозначены лишь основополагающие мотивы и принципы его взимания. Но ни размеры ставок, ни критерии исчисления сумм не определены. Например, не соответствуют действительности сведения о том, что «авансовый платеж» за утилизацию Ford Focus российского производства составит 20 тыс. руб., а за такую же машину, собранную за рубежом, — 117 тыс. руб.

Точных цифр для каждой модели еще нет — проект постановления правительства по этому поводу только будет обсуждаться. Оратор обратил внимание: кабинет министров не ставит цель увеличить налоговую нагрузку на цену автомобилей, вне зависимости, собраны они внутри страны или импортированы.

Возможен ли вариант взимать средства потом, когда для авто пробьет смертный час? Работающая за рубежом компания может вообще отказаться от утилизации ввезенной в РФ продукции без последствий для себя — она вне российского правового поля. Переложить эту обязанность на дистрибьютора или дилера не резон. Иные существуют непродолжительное время: лопнут — и взятки гладки.

Тогда как с компаниями, работающими в РФ, заключить соглашение безопасно, у правительства есть стимулы и средства контроля за его выполнением. И потом, такие компании играют большую роль для отечественной экономики. Скажем, в цене автомобиля стоимостью 350 тыс. руб. содержится 100 тыс. руб. налогов. Отсюда справедливым будет ввести дифференцированные размеры платежей. Они позволят сбалансировать условия для фирм, находящихся за рубежом, и «местных» иностранных производителей.

С Минфином достигнута договоренность: средства от утилизационных сборов будут в том же объеме направлены на создание отрасли переработки вышедших из потребления машин. Она будет структурирована по опыту европейских стран. Это не только переработка металла «в стружку», но и сортировка деталей, оставшихся пригодными в качестве запчастей. Дабы избежать попадания на рынок деталей, опасных для дальнейшей эксплуатации, разрабатывается соответствующий техрегламент, обязательный для предприятий, занятых разборкой машин.

Подпишитесь на «За рулем» в