Верхом на стальном верблюде: мотоцикл из Citroёn 2CV

Еще в детстве Эмиль Лерей полюбил переделывать свои игрушки. Потом игрушки стали больше – велосипеды, мопеды, раллийный автомобиль.
Эмиль Лерей планировал собрать мотоцикл за три дня. А ушло 12. Хорошо, продуктов и воды хватило!

Его страстью стали путешествия по Африке и «Ситроен де шво» — знаменитая переднеприводная микролитражка, которую на черном континенте прозвали «стальным верблюдом». Надо полагать, не только за неприхотливость и выносливость, но и за характерную форму кузова. И вот во время одиночного путешествия 1993-го года в марокканской пустыне его «стальной верблюд» подвернул ногу…

Пробег по пустыне не заладился с самого начала. Выехав из города Тан-Тан на юго-восток, на посту в Тилемземе Эмиль был остановлен военными. «Дорога закрыта! Впереди – зона вооруженного конфликта между Марокко и Западной Сахарой. Возвращайся в Тан-Тан, а заодно отвези-ка нашего парня!»

Но кому же захочется возвращаться, когда путешествие еще не началось? Да и машина готова к перипетиям: помимо запаски и домкрата, Эмиль захватил набор инструмента, горсть крепежа, несколько труб. В дороге всякое может случиться, особенно вдали от цивилизации, связи и плодородных земель. (И ведь как в воду глядел!)

Отказаться взять пассажира в Африке считается оскорблением. Эмиль наплел военным про перегруз и ограничения по страховке, развернулся и под их тяжелыми взглядами помчался прочь. Отъехав порядочное расстояние, он свернул с дороги и углубился в каменистую пустыню, надеясь обогнуть запретную зону. Но, когда казалось, что он уже объехал злополучный пост и можно повернуть на юг, раздался сильный удар, машину подбросило. Второй, скрежещущий удар — и «стальной верблюд» припал к земле.

Сложился рычаг подвески, сломался лонжерон. Приехали! До Тан-Тана несколько десятков километров. Можно, конечно, дойти. Но бросить снаряжение, верного «верблюда»? Да и одному в пустыне – не слишком веселая перспектива. А тут – запас продуктов и воды на несколько дней, инструмент и куча запчастей. Почему бы из стальной недвижимости не построить… мотоцикл?

Сказано – нет, не сделано: несколько часов Эмиль перебирал в уме все сложности проекта, прикидывал каждую операцию: как, чем, за сколько времени. Права на ошибку в пустыне нет. Наконец, решил: надо строить. С утра начал разбирать 2CV. Кузов решил оставить как укрытие от жары и холода – для себя и для продуктов. И как защиту от песчаных бурь. Чтобы не сгореть на работе, пришлось к короткой рубашке приделать рукава из носков.

«Отпилив ножовкой поперечные передний и задний лонжероны, — вспоминает Эмиль, — я получил основу рамы мотоцикла. Мотор с коробкой передач водрузил в центре. Нужно было оставить место для АКБ, бензобака, поклажи и рулевого управления». Но самое поразительное в этом аппарате – привод. В пустыне нет ни цепей, ни лишних шестеренок. И Эмиль решил использовать схему «Велосолекса» — прижать левый тормозной барабан к заднему колесу мотоцикла, чтобы тот вращал его за счет трения. Единственный недостаток такой схемы – обратное вращение колеса, поэтому, чтобы мотоцикл ехал вперед, в коробке придется включить задний ход.

Учитывая назначение аппарата – доставить седока до цивилизации, Эмиль Лерей отдал приоритет функциональности, не сильно задумываясь о комфорте. Так, здесь нет тормозов – на скорости до 20 км/ч они не нужны (а больше задний ход в КП развить не позволяет, да и страшно). Нет здесь и глушителя, поэтому звуки и запахи двигателя водитель ощущает в полной мере. Нет и подножек – зато можно всегда опереться ногами на землю. Это оказалось тем более кстати, что устойчивостью «двухколесный верблюд» не отличался. Он то и дело заваливался набок, а во время первого старта и вовсе описал сальто, чуть не придавив своего погонщика 200-ми кг чугуна и стали.

Кажется невероятным, что этот аппарат собран в пустыне одним человеком, у которого не было ни дрели, ни сварки. Из инструментов Эмиль Лерей захватил только ключи, клещи, молоток и ножовку по металлу. Чтобы проделать отверстие в листе металла, Эмиль сгибал его пополам, надрезал ножовкой, разгибал и выбивал ослабленную бляшку металла. Разумеется, при сборке он старался использовать уже имеющиеся отверстия. Особенно трудно оказалось отрегулировать газ и сцепление. Приводы пришлось много раз разбирать и переделывать, пока, наконец, «стальной верблюд» не стал послушно трогаться и разгоняться. Управлять «двухколесным верблюдом» оказалось чертовски трудно, но еще труднее поднимать это ржавое чудовище – его вес около 200 кг. К счастью, поклажи оказалось немного – почти все продукты и вода уже закончились.

С собой в обратный путь Эмиль взял немного – полтора литра воды, инструмент, постель, карты, компас и палатку, сшитую из поролонового матраца и полотенца. До темноты он добрался до дороги и устроился на ночлег. Разбудил патруль. Трое полицейских на внедорожнике сразу узнали в нем туриста, собиравшегося проникнуть в запретную зону. Рассказ Эмиля об аварии и постройке мотоцикла выслушали с недоверием и, выставив вооруженную охрану у «механического чудовища», отправились со «шпионом» искать остатки его автомобиля. Нашли его только на следующий день, что сняло часть подозрений, но не арест.

В Тан-Тане мотоцикл отправили на штрафстоянку, а Лерею выписали штраф в 4500 драхм за несоответствие его ТС тому, что указано в документах. На другой день после оплаты штрафа его освободили, и он смог забрать мотоцикл. А месяц спустя на другом Citroёn 2CV вернулся в Марокко, чтобы увезти свое детище, разобрав его на части.

Мотоцикл этот участвовал во многих выставках, а его автор вскоре вновь отправился в Африку на поиски приключений. И вновь на своей любимой «де шво».

Рамой послужил каркас Citroёn 2CV, обрезанный до переднего и заднего лонжеронов. Передача – трением, от левого барабана к шине. Максимальная скорость – до 20 км/ч, при включенной задней передаче.
Седло изготовлено из закругления заднего бампера, обмотанного обивкой приборной панели и закрепленной оранжевой клейкой лентой – для эстетики. Правый тормозной барабан намертво зафиксирован, чтобы дифференциал передавал весь момент на левую полуось. Подвеска 2CV работает только на переднее колесо (тяга от горизонтальной трубы, в которой расположены пружины подвески).
Руль изготовлен из домкрата, откуда извлечена вся начинка. На этой трубе разместилось управление сцеплением и два выключателя: зажигания и стартера. Заправочная горловина превратилась в подставку – совсем не лишнюю деталь, учитывая вес аппарата.
Это покруче «Безумного Макса», особенно учитывая, что аппарат строился отнюдь не для фильма и не для выставки дизайна. Его вид так шокировал полицейских, что конструктора сразу арестовали, а мотоцикл отправили на штрафстоянку – до уплаты штрафа. Номерной знак от почившего «верблюда» не помешал выписать штраф «за ввоз транспортного средства, не соответствующего регламенту».
Март 1993 года, Марокко. Прощальное фото с обглоданным кузовом «Ситроена» перед отъездом на построенном за 12 дней мотоцикле (на заднем плане). На переднем плане — Эмиль Лерей (фотоаппарат на автоспуске).
В 2006 году Эмиль отправился в новое путешествие: тоже по Африке, тоже на «Ситроене», но только вплавь. Самодельная амфибия не подвела!

СПЕЦИФИКАЦИЯ

ПОСТРОЙКА

Эмиль ЛЕРЕЙ (Франция)

СИЛОВОЙ АГРЕГАТ

Citroёn 2CV. Привод — трением, от тормозного барабана на колесо. Глушитель отсутствует.

ШАССИ

Рама оригинальной конструкции из полика от Citroёn 2CV, без переднего и заднего лонжеронов. Подвеска переднего колеса — от Citroёn 2CV, заднего — отсутствует. Тормоза отсутствуют. Колеса — от Citroёn 2CV.

ОБЩИЕ ДАННЫЕ

Масса — около 200 кг.

Подпишитесь на «За рулем» в