Под княжеским кафтаном
ТЕХНИКА
/НЕСБЫВШИЕСЯ НАДЕЖДЫ
ПОД КНЯЖЕСКИМ КАФТАНОМ
"МОСКВИЧ" О ЧЕТЫРЕХ ВЕДУЩИХ
ТЕКСТ / СЕРГЕЙ КАНУННИКОВ, АНАТОЛИЙ КАРПЕНКОВ
Нет-нет да и попадется на московских улицах странный автомобиль: похож на "Святогор", но с отдельным багажником, да и длинный какой-то... Ба, что это за табличка над номером с большим триколором - "4х4"?
Среди потомков "Москвича-2141" есть необычные для отечественного автопрома модели - полноприводные "Калита" и "Князь Владимир". Эти машины делают единицами, по заказу, хотя формально они считаются серийными. Под помпезным, но страшноватым платьем скрывается интересная конструкция, созданная задолго до начала экспериментов по наращиванию и укорачиванию кузовов.
Многие, наверное, забыли, что в середине 80-х для "Москвича-2141" проектировали семейство новых моторов. Базовый бензиновый развивал около 100 л. с Для реализации всех возможностей этого "табуна" на заводе решили спроектировать полноприводное шасси. Такие модели как раз вошли в моду за рубежом. Эталоном, разумеется, стала "Ауди" - ведь при создании "41-го" конструкторы АЗЛК тоже ориентировались на инженерную школу немецкой фирмы.
Конечно, отечественную "Кваттро" решили максимально унифицировать с базовой моделью. Однако от самого простого и дешевого варианта с так называемой свободной трансмиссией (межколесные дифференциалы без блокировки, межосевого тоже нет) быстро отказались. Поведение такого автомобиля на скользкой дороге непредсказуемо. В предельных режимах, когда колеса попадают на покрытия с разным коэффициентом сцепления, машина превращается в почти неуправляемый снаряд.
Опыта доводки скоростных полноприводных машин у российских конструкторов (не только на АЗЛК) практически не было. Автомобиль пытались учить ездить сначала самостоятельно, потом вместе со специалистами английской фирмы FFD. Пробовали разные межосевые и межколесные дифференциалы, даже вискомуфты. Однако для серийного (пусть и с приставкой "мелко") производства нужны были узлы, которые могла освоить отечественная промышленность и оплатить потребитель. Приемлемым компромиссом оказались механические дифференциалы повышенного трения типа "Квайф". Долгими испытаниями и доводкой коэффициенты блокировки привели в соответствие с характеристиками подвесок, естественно, для автомобиля со стандартной базой. Но и такой машине не суждено было стать товарной продукцией. А через несколько лет конструкцию механически перенесли на "князя".
Итак, заглянем под "Москвич-2144" (индекс нынешних длиннобазных полноприводников). В трансмиссии (см. схему) три дифференциала. Принцип действия межколесных и межосевого одинаков. В зацепление с шестернями приводных валов входят сателлиты. Изюминка - в винтовых зубьях. Когда одно из ведущих колес проскальзывает относительно другого, шестерня вращает сателлиты и в винтовом зацеплении возникают осевая и радиальные силы. Под их действием сателлиты торцами и вершинами зубьев трутся о корпус дифференциала, заставляя его проворачиваться и "тащить" второе колесо (подробнее см. ЗР, 1998, № 4).
В коробке передач, взяв за основу конструкцию 2141, уместили межосевой дифференциал, а заднюю крышку переделали под вход карданного вала. Кстати, следствием максимальной унификации коробок стала интересная особенность "князей" и "Калиты" (опять название без множественного числа!) 4х4. Пятясь, они превращаются в обыкновенные переднеприводные автомобили. Об этом следует помнить, пытаясь выехать враскачку, например, из снега.
Приводы колес, передние ступицы и тормоза - стандартные. От коробки передач идет двухзвенный карданный вал с промежуточной опорой, похожей на "жигулевскую". Корпус заднего редуктора - алюминиевый, с трубой-удлинителем. Для уменьшения вибронагруженности балку, жестко связанную с корпусом, и кронштейн удлинителя крепят к кузову через резиновые подушки. Редуктор по конструкции аналогичен тому, что известен еще по "Москвичу-2140". Приводы задних колес по большинству деталей унифицированы с передними, ступицы - оригинальные. На части машин сзади вместо "41-х" барабанных тормозов ставят импортные дисковые.
Необычна для отечественных автомобилей задняя подвеска. Она независимая, на косых рычагах. В отличие от большинства полноприводных иномарок, у "Москвича" нет подрамника. Рычаги связаны с опорной балкой, прикрепленной к кузову через сайлент-блоки. Амортизаторные стойки по конструкции аналогичны передним.
Бензобак - оригинальный, стоит за правым задним колесом. С точки зрения безопасности решение явно неудачное. Проработан другой вариант, как на полноприводных БМВ, - П-образный, прикрепленный снизу к днищу в районе задних сидений; его основные емкости располагаются слева и справа от карданного вала. Но для изготовления пластмассовых баков столь хитрой формы нужно специальное оборудование.
В целом конструкция даже по сегодняшним меркам достаточно современная. При серийном производстве полноприводный "Москвич"-хэтчбек был бы доступен тем, кто не скупится на тюнинговые модификации отечественных машин. Ему бы еще недорогой, но достаточно мощный двигатель да сборку на совесть. Такой автомобиль наверняка заинтересовал бы покупателей - в отличие от машин с длинной базой, баснословно дорогих "князей".
"МОСКВИЧ-2144R7 КАЛИТА"
ОБЩИЕ ДАННЫЕ: снаряженная масса - 1360 кг; полная масса - 1760 кг; максимальная скорость - 185 км/ч; время разгона с места до 100 км/ч - 11 с; расход топлива в городском цикле - 12,0 л/100 км; топливо - АИ-92. ДВИГАТЕЛЬ: "Рено-F4R" - бензиновый, рядный, четырехцилиндровый, с непосредственным впрыском топлива; рабочий объем - 2,0 л; мощность - 108 кВт/145 л. с. при 6000 об/мин; максимальный крутящий момент - 185 Н.м при 4500 об/мин. РАЗМЕР ШИН: 185/70R14.
Схема трансмиссии "Москвича-2144": 1- балка крепления редуктора; 2 - привод заднего колеса; 3 - межколесные дифференциалы; 4 - рычаг задней подвески; 5 - опорная балка задней подвески; 6 - удлинитель корпуса редуктора; 7 - карданный вал; 8 - промежуточная опора карданного вала; 9 - межосевой дифференциал; 10 - коробка передач.