Как будем сдавать на права?

Автошколы должны взять на себя часть вины за ежегодные десятки тысяч смертей в ДТП — об этом говорил Владимир Путин. А нам самим, без мнения Путина, разве не кажется то же самое? Что-то в автошколах не так…

Фактор отсебятины

Факты из обследований автошкол привел Геннадий Громоковский, директор учебного центра «Формас», член российской «Гильдии автошкол».

Один инструктор внушает курсантам останавливаться перед перекрестком так, чтобы капот машины ученика не перекрыл обзор нижней точки колес впереди стоящего автомобиля. Почему так — догадайся сам... Другой поучает: «Чтобы в просвет с передней машиной никакая другая не могла влезть». Третий навязывает забыть о зеркале заднего вида в салоне и ориентироваться только по внешним зеркалам. Оказалось, до того, как стать инструктором, он всю жизнь работал на грузовике… Как избавиться от подобной отсебятины?

Вроде, понятно: ввести стандарт преподавания, ужесточить требования к навыкам выпускников водительских курсов. Шутка ли, после введения видеоконтроля за сдачей экзаменов по вождению отсев соискателей на права возрос не на проценты, не в разы — в десятки раз.

Надо срочно спешить

Президент сказал — пошло движение: уже в сентябре Госдума наметила внести связанные с обучением водителей изменения в федеральный закон «О безопасности дорожного движения» и КоАП, и ориентировочно с нового года автошколы обязаны будут учить по-другому

Рутинные, вроде, события, но какие коллизии закручиваются! Многие автошколы, если не успеют «перезагрузиться», окажутся под угрозой ликвидации, а раз так, возникнет дефицит: получить водительские удостоверения для многих станет проблемой. Для «перезагрузки» же нет ни времени, ни, главное, возможностей.

Но что, собственно, есть в распоряжении Думы, чтобы модернизировать закон? Года не хватит, чтобы просеять, сформулировать, систематизировать предложения. Была мысль перенять опыт у продвинутого зарубежья. Однако ни в одном из 25 государств ЕС, в США и Канаде нет общенациональных требований к мастерству водителей, а значит, к методике преподавания автомобильного дела. Есть стандарты разве что корпоративные, как, скажем, ассоциации грузоперевозчиков Великобритании или канадского штата Онтарио. Но они не очень-то «ложатся» на нашу почву, чтобы возвести их в ранг российских государственных… Не выйдет ли так, что депутаты в который раз все сделают по наитию и «как всегда»?

Благие намерения под грифом «секретно»

Автошколы слегка лихорадит. Слухи донесли: Госдума собирается рассматривать проект документа, который, как оказалось, уже лежит в Министерстве образования РФ (привитие навыков вождения — процесс образовательный, потому Минобр и курирует методики автошкол). А разрабатывали проект в течение двух лет в Минтрансе. Что также новость для автошкол. Получается, жениха женят без него самого.

Накаленной была обстановка на совещании российской "Гильдии автошкол".

Российская «Гильдия автошкол» срочно собралась в Москве на совещание. Съехались представители регионов, в том числе Уральского и даже Дальневосточного. Никто не возражал: инструкторы по вождению, не обремененные методиками, порой навязывают курсантам то, что собственный опыт на душу положит. Согласны и с тем, что методики и программы требуют актуализации.

— Но ведь мы сами регулярно выступаем с предложениями по этому поводу, — рассказал корреспонденту «За рулем.РФ» председатель правления российской «Гильдии автошкол» Сергей Лобарев, — равно как и отзываемся на предложения ГИБДД и других заинтересованных структур. Всем пойдет на пользу, если практиков вовлекут в процесс. Хотя бы потому, что за те два года, в течение которых разрабатывались документы для Думы, часть положений могла морально устареть. Так бывало: именно мы замечали, что некоторые предложения не стыкуются с дорожной реальностью.

Председатель правления российской «Гильдии автошкол» Сергей Лобарев.

Чуть было не вступило в силу требование: при обучении и, главное, при приеме экзаменов на вождение использовать автоматизированные, компьютеризированные автодромы. Но ведь здесь не реальные — как на улицах, а смоделированные дорожные ситуации. Больше того, таких автодромов попросту не существовало. Скажем, в Москве ни в одной из 250 автошкол их не было. Что говорить о менее состоятельной периферии. Между тем, обустройство автоматизированных автодромов выносилось как одно из условий для выдачи автошколе аккредитации. Так что ж, все закрыть?.. Нам пришлось обращаться в антимонопольную службу, и требование отменили.

Чем пахнет тормозуха?

Это дела недалекого, но прошлого. А чего ждать теперь? Поскольку «жених» в глаза не видел проект изменений нормативных документов, он переваривает информацию, полученную в результате ее утечки.

— В связи с введением новых подкатегорий в правах якобы понадобится программа обучения езде на автомобиле с «автоматом», — продолжил Сергей Лобарев. — А смысл? Известно же, что, освоив моторику управления машины с МКПП, «автомат» освоишь легко — моторика здесь проще, чем с «механикой».

Устаревает 15-часовой курс «Устройство автомобиля». Во многих моделях машин сложные узлы и агрегаты опломбированы, потому что не допускают вмешательства пользователя. Сегодня излишне требовать от владельца умения собрать-разобрать кривошипно-шатунный механизм, поменять сцепление в полевых условиях, чуть не по запаху отличать тип тормозной жидкости. Эти темы остались, наверное, с довоенных лет… Если нас не допустят к участию в обновлении программы водительских курсов, как донести эти соображения? Проекты документов нам не показали, их нет в открытом доступе.

Каждый инструктор обязан знать...

Водительские курсы может парализовать чисто бюрократический нюанс. Те, кого все мы называем инструкторами по вождению, в штатном расписании именуются посолиднее: «мастер практического обучения вождению автомобиля». Так вот, представители Министерства образования и Рособрнадзора подтвердили: их собираются приравнять по статусу к должности "мастер производственного обучения". Казалось бы, не все ли равно!

Разница — колоссальная! Ее уже, несколько опережая события, усмотрели, например, проверяющие в нескольких автошколах Астрахани и вынесли решение: мастерами работают те, кто не имеет на это право. Итогом проверки может стать отзыв лицензии у автошкол.

Оказывается, далеко не всякого, хоть со 50-летним водительским стажем и ярким талантом доброго наставника, принимают в должность мастера производственного обучения. Согласно «Единому квалификационному справочнику должностей» (ЕКСД — обязательный к исполнению подзаконный документ), работник будет обязан иметь высшее или среднее профессиональное образование (диплом техникума, колледжа), соответствующее профилю преподавания.

Перечень требований к мастеру обучения занимает в ЕКСД больше страницы. Вчитайтесь: он должен знать (дальше — цитаты) «основы педагогики и психологии; «современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода»; «технологии диагностики причин конфликтных ситуаций», основы работы с персональным компьютером, браузерами, мультимедийным оборудованием. И даже Конвенцию о правах ребенка.

Пусть все наставники в автошколах будут столь продвинутыми! Но достаточно ли у нас дипломированных специалистов, чтобы ими можно было враз заменить всех нынешних инструкторов по вождению? Которые, известно, по большей части «от баранки».

Но это с одной стороны. С другой, ЕКСД не предъявляет к мастерам производственного обучения требований… к стажу работы. Выходит, новоиспеченный выпускник какого-нибудь автомобильного колледжа, открыв категорию в правах только во время обучения и без малейшей практики вождения, получает право учить на водителя. И ведь именно его примут на эту работу в первую очередь — по формальным признакам.

Дядечка с 20-летним стажем на самосвале был бы, право слово, полезнее, и Бог бы с ним, салонным зеркалом заднего вида.

Рассекретить!

Чем история закончится? Представители Министерства образования РФ и Минобрнадзора согласились, что обеспокоенность специалистов автошкол правомерна, обещали, что предложат руководству «рассекретить» проект поправок в законодательные акты. Другого не остается — только ждать, получится ли «как лучше».

Подпишитесь на «За рулем» в