Дележ или грабеж?
КОМПАНИИ И РЫНКИ
/НАЛОГИ
ДЕЛЕЖ ИЛИ ГРАБЕЖ?
ПРОЕКТ ЗАКОНА "О НАЛОГЕ НА ДОХОД ОРГАНИЗАЦИЙ" РАЗОРИТ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ
ТЕКСТ / ЕЛЕНА ВАРШАВСКАЯ
Никто не любит налоги, кроме разве что самих налоговых служб. Но с необходимостью делиться заработанным легко примириться, если вы уверены - это во благо. Налоговое законодательство - один из самых действенных рычагов экономики. Управляя этим рычагом, можно добиться развития предприятий, процветания граждан, укрепления могущества страны. А можно и просто перевернуть все вверх тормашками.
Сейчас готовится к принятию третья часть Налогового кодекса, и в Думе ждет своего часа глава "О налоге на доход организаций". На рассмотрение представлены два проекта этого документа: один - правительственный, подготовленный Министерством финансов, другой - депутатами Г. Куликом, В. Дубовым и В. Гартунгом.
Минфиновский проект носит чисто фискальный характер: такое впечатление, что цель его создателей - содрать как можно больше денег с налогоплательщиков, а дальше хоть трава не расти.
Например, объект налогообложения в этом документе - не прибыль, то есть разница между полученными доходами и расходами, а сам доход. Более того, понятие "доход" создатели проекта определяют по-своему: как прирост имущества предприятия и экономическую выгоду, включая полученные права и преимущества. Понятно? Выходит, например, что право на получение чего-то - уже доход. Скажем, заключило предприятие договор о покупке оборудования - плати налог, независимо от того, состоится поставка или нет.
А как определить, какую выгоду получило предприятие, если речь идет не о конкретном приобретении, имеющем определенную цену, а о другом праве или преимуществе? Кто будет считать в этом случае размер налога и как?
Разработчиков проекта это беспокоит мало. Гораздо больше их волнует, что какие-то "барыши" предприятий останутся необложенными. И они разъясняют, что "прочими доходами налогоплательщика признаются, в частности,.. другие доходы". Вот это решение! Скажет "начальник", доход, значит доход - выкладывай деньги. В результате таких "точных" определений налог взять можно дважды. Например, один раз - за полученную частичную предоплату, а второй - за нее же, но уже в составе выручки от реализации. Или еще лучше: если кто-то безвозмездно передает кому-то имущество, то налог с его стоимости должны платить оба. Передающий платит его... с убытка!
Впрочем, налогом облагается не весь доход, а то, что от него останется, если вычесть затраты предприятия (они так и называются - налоговые вычеты). Но погодите вздыхать с облегчением: тут важно, какие именно расходы Минфин готов вывести из-под налогообложения. И выясняется, что если доходом, которым надо "делиться с государством", может быть все, что скажет само государство, то с вычетами - никакой самодеятельности! Их перечень строго определен и дополнениям не подлежит. Где же логика? Так государство найдет какой-нибудь "прочий" доход и, взимая с него налог, даже не станет учитывать расходы на получение этого дохода! Это уже не дележ, а настоящий грабеж.
Итак, к вычету из налогооблагаемой базы принимаются необходимые, обоснованные, документально подтвержденные расходы, предусмотренные нормативными актами, без которых невозможно производство и реализация. То есть исключительно прямые затраты на производство. А всякие там маркетинги, представительские расходы, потери от простоев по внешним причинам, затраты на содержание законсервированных мощностей, убытки из-за чрезвычайных ситуаций - ваши проблемы, дорогие товарищи! Так же, как (держитесь!) вложения... в развитие производства. И вот это уже более чем серьезно.
Сейчас предприятия заинтересованы в том, чтобы тратить средства на собственное развитие - до 50% прибыли можно направлять на капвложения, и эти деньги не облагаются налогом. Такая льгота - не роскошь, просто оборудование наших предприятий изношено настолько, что, если не дать возможности его обновить, промышленность через пару лет остановится. И остановится, если будет принят минфиновский проект. Ведь инвестиции в производство он не относит к налоговым вычетам и льготу по капитальным вложениям отменяет.
Впрочем, промышленность и так остановится. Потому, например, что очень мало кто будет в состоянии раскошеливаться на рекламу, которая, как известно, двигатель торговли. Если сейчас часть расходов на продвижение товара относится на себестоимость, то есть налогами не облагается, то в проекте Минфина все иначе. Чтобы государство рекламные затраты не обложило, продвигать на рынок следует только "производимые и реализуемые товары (работы, услуги)". То есть продавцу (и покупателю?) реклама встанет в копеечку. Невыгодно пропагандировать и фирмы или, например, торговые марки. Это удар по продажам, а значит, и производству.
Недостатки минфиновского проекта можно перечислять еще долго. И вряд ли неподготовленный человек в них легко разберется. Но это не значит, что новый закон его не коснется - каждый из нас где-нибудь работает, а принятие этого документа приведет к банкротству огромное количество предприятий. В том числе пострадают и средства массовой информации (они потеряют поступления от рекламы и вынуждены будут поднять цены).
Но не все так безнадежно. Законопроект, предложенный депутатами, продуман несравнимо лучше. По крайней мере, он направлен на то, чтобы стимулировать производство, деловую активность и инвестиционную привлекательность нашей экономики. И мы на стороне тех, кто считает: депутатский, а не минфиновский проект должен быть принят за основу в работе над будущим документом. Ведь мы хотим, чтобы рычаг налогового законодательства повернул страну и всех нас к благополучию и преуспеванию.