Где ты, "наша иномарка"?
КОМПАНИИ И РЫНКИ
/ПРОЕКТ
ГДЕ ТЫ, "НАША ИНОМАРКА"?
ТРЕТИЙ ГОД ПРОСТАИВАЕТ НОВЫЙ СБОРОЧНЫЙ АВТОЗАВОД В ТАГАНРОГЕ
ТЕКСТ / ДМИТРИЙ ЩЕГЛОВ
Если бы человечек из зазеркалья внезапно попал в наш мир, у него все было бы как у людей, кроме двух отличий: пуговиц на другую сторону и неспособности усваивать пищу. Все аминокислоты, из которых состоит живая плоть, имеют левостороннее вращение. Для зазеркального человечка они бесполезны. Сколько его ни корми, он бы чахнул на глазах и умер от истощения.
Нечто подобное происходит порой и с нашими проектами при участии зарубежных партнеров. Возьмем, к примеру, таганрогский автозавод "Донинвест", где так и не смогли наладить выпуск хороших автомобилей по зарубежным лекалам. Как ни бьются, не подходят наши комплектующие, наши технологии, наши реалии, наконец. Не хотят их машины размножаться в нашем зоопарке, скрещиваться с местными производителями, не переваривают зазеркальную пищу. Мы - другие.
А СЧАСТЬЕ БЫЛО ТАК ВОЗМОЖНО...
Какая была красивая идея! На основе достижений мирового автостроения создать совсем новый, современный российский автомобиль. И поддержка государственных лиц была, и деньги на постройку завода нашли. Энергия, напор и первые успехи руководителя "Донинвеста" Михаила Парамонова вселяли уверенность в успех предприятия. Теперь оно построено, но... Третий год рабочие только сдувают пыль с современных роботов и манипуляторов.
Очень некстати случился финансовый кризис 1998 года. Стало ясно: такого количества иномарок, которое собирался выпускать ТагАЗ, даже при сниженной на 20% цене, не продать. Единственный выход - убыстрить локализацию, то есть постепенно заменить импортируемые детали отечественными и таким образом добиться приемлемой цены на автомобили. Задача представлялась совсем простой - ведь рядом, в Ростовской области, много крупных машиностроительных предприятий. Навались всем миром - и вот он, русский автомобиль мирового уровня. Не получилось.
КАЧЕСТВО СЕБЕ В УБЫТОК
За все время существования ТагАЗа еще ни одна мало-мальски серьезная деталь отечественного производства не устанавливалась на "Донинвесте". Были, правда, шильдики (заказанные в Корее), технические жидкости и пр., но о таких мелочах говорить неудобно. А ведь по программе локализации менеджеры ТагАЗа смогли найти предприятия-поставщики почти для всех комплектующих - только двигатель предполагалось закупать в собранном виде за рубежом. Казалось бы, потенциальные партнеры с энтузиазмом воспримут возможность получения крупного заказа, освоения новых технологий и выдадут на-гора требуемые комплектующие.
Увы, производство равнозначных зарубежным изделий требует и нездешней культуры производства, а значит, ломки укоренившейся системы.
Более восприимчивы к новым технологиям небольшие частные заводы, но тут при попытке внедрить новые виды продукции возникает немыслимое количество проблем: несовершенные системы сертификации, лицензирования, налогового законодательства...
ДОХОД СЛОВАМ НЕ ВЕРИТ
Есть и другие проблемы. На многочисленных переговорах с потенциальными партнерами руководство "Донинвеста" ни разу не представило техническую документацию на комплектующие. Вероятнее всего, ее просто не было. Западным фирмам легче пойти на финансовую помощь, чем рассекречивать свои "ноу-хау". Так что даже при полной самостоятельности де-юре отечественный производитель оказывается полностью зависим де-факто. А как без "ноу-хау" наладить выпуск деталей с заданными характеристиками и показателями качества? Использовать собственные наработки и сделать самим? Нет ни денег, ни технологий, ни, зачастую, квалифицированных кадров. Даже если получить в руки всю технологическую документацию, то при ее использовании все равно не обойтись без постоянной помощи "со стороны". А значит, о полностью независимом производстве можно забыть.
Кредиты? Для любого технологически нового производства требуются объемные и долгосрочные капиталовложения с высокой степенью риска. Российские банки подобным инвестированием всерьез не занимаются, а государственная инвестиционная программа не в состоянии охватить сколько-нибудь значительные объемы. И получается, что денег на производство нового российского автомобиля взять, по большому счету, неоткуда.
ОТЕЧЕСТВО ПРОРОКОВ
По версии губернских властей, ТагАЗ простаивает только из-за того, что федеральные власти не предоставили таможенные льготы на 2000 и 2001 гг. Действительно, предприятие не выполнило оговоренную с правительством программу и у ФПГ "Донинвест" не погашена задолженность перед федеральным бюджетом. Москва настаивает на ликвидации задолженности. Ростов отвечает, что отдать долги может только работающее предприятие и просит льготы на пять лет. За это время, вкладывая в дело прибыль от производства, планируется довести локализацию до 50%.
Аргументация довольно шаткая: план 2001 года - 5-10 тыс. автомобилей. Такое производство даст прибыли, которых хватит, в лучшем случае, на поддержание завода в рабочем состоянии; средств на освоение комплектующих не останется. А большие объемы выпуска нереальны: рынок не переварит десятки тысяч автомобилей по цене выше 8000 долл.
Поскольку "Донинвест" распродает свои убыточные предприятия, циркулируют слухи о смене хозяев и на ТагАЗе. Тем более, что в конце прошлого года ростовский губернатор Владимир Чуб провел переговоры с заместителем директора "Ситроена" по маркетингу. Впрочем, условия сотрудничества ТагАЗа с французской фирмой пока в тумане. Если "Дэу", по сути, кредитовало "Донинвест" (финансовые споры о более чем 100 млн. долл. задолженности перед корейским партнером до сих пор не решены), то "Ситроен" требует деньги вперед. Тем не менее, на ТагАЗе планируют вот-вот начать сборку еще одной модели "Ситроена" (в 2000 году здесь выпускали "Берлинго" под именем "Орион-М"). Какой именно - пока тайна, известно только, что модель будет... больше, чем "Донинвест-Кондор" ("Дэу-Леганза").
ТагАЗ сегодня в кольце проблем. Идеи о легком претворении в жизнь заморских технологий оказались утопичны. Уже ясно: без посторонней помощи предприятие вряд ли когда-нибудь начнет работать в полную силу. Государству оно не нужно (хотя, казалось бы, какие могут быть налоговые поступления, сколько рабочих мест!). Остается ждать пророков из чужих пределов.