Пешеходный переход: укрощение злой зебры
Это было страшно. Современный пешеходный переход на Минском шоссе, обозначенный на сайте ГИБДД России как образцово-показательный, на самом деле выглядит как нарисованная на асфальте «дорога смерти». Да, тут мигают современные светофоры на солнечных батареях, блестит разметка (она и новая, и яркая, с подсветкой!). Но по федеральному шоссе автомобили несутся под 100 км/ч плотным потоком. Задача – пробежать 15 м через четыре полосы, притом что островка безопасности нет, – кажется невыполнимой! В конце концов Сергей рискует и бросается через дорогу. Удачно преодолевает трассу… и упирается в металлический отбойник. «Образцово-показательный» переход ведет в никуда (фото в центре).
ЦИФРЫ И ФАКТЫ
Отчеты о дорожных происшествиях, которые регулярно публикует ГИБДД, пугают своим одноообразием. Несмотря на действующие федеральную и региональные целевые программы по безопасности, под которые выделены огромные деньги, результат все хуже и хуже. И если количество аварий несколько сокращается, то смертность среди пешеходов растет из года в год. Только в 2011-м их погибло больше 8000 человек (+ 2,4%)! Смертность росла и в первые четыре месяца этого года: + 3,3%…
Власти перепробовали, казалось бы, все методы. И социальную рекламу использовали (плакаты на улицах во многих городах), и штрафы для водителей повысили в восемь – десять раз. А вот про самих пешеходов забыли. И зря! Немалая часть происшествий происходит по вине последних. Так или иначе, проблему нужно решать, и чем быстрее, тем лучше.
ИНИЦИАТИВА СВЕРХУ
Не так давно на сайте ГИБДД организовали общественную дискуссию «Право пешехода»; вместе с представителями общественных движений полицейские проверяют пешеходные переходы по всей стране – с результатами можно ознакомиться на сайте. Основной вывод: технические требования и стандарты по обустройству пешеходных переходов не соответствуют требованиям времени. Так кто бы спорил! Нынешние стандарты разрабатывались и принимались еще в далекие 1970-е (правда, с тех пор в них несколько раз вносили поправки, а в 2007 году приняли ряд новых положений). Сейчас интенсивность потока автомобилей увеличилась на порядок, возросли скорости, и при этом уровень дисциплины как водителей, так и пешеходов, к сожалению, не улучшился.
Вот в ГИБДД и сформировали свой пакет предложений, которые обнародовали на сайте для всеобщего обсуждения. Одна часть касается воспитания участников движения, в том числе детей. Другая – проект изменений «пешеходно-переходного» ГОСТа. Обязательная установка знаков, регламентирующих снижение скорости уже на подъезде к переходу, улучшение «распознаваемости» зебры и т. д. Например, в ГАИ предлагают оборудовать переходы у школ мигающим желтым светофором, в зебре использовать светоотражающие элементы, а также ввести обязательное строительство надземного или подземного перехода при движении в три и более полосы в одном направлении.
Подозреваем, реальной пользы от подобных изменений будет недостаточно. Ситуация в корне не изменится, и вот почему.
Некоторые из озвученных предложений в экспериментальном порядке уже реализованы. Так, к примеру, на трассе М1 установлены «современные пешеходные переходы с дополнительным освещением и подсветкой». Один из таких переходов мы даже протестировали (см. выше). Организаторы, видимо, могут отчитаться: средства освоены полностью… Но при этом другие требования даже устаревшего стандарта не соблюдены! И «образцово-показательный» переход на самом деле – образец российской благоглупости. Для чего его построили?
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К РАЗМЕЩЕНИЮ ПЕШЕХОДНЫХ ПЕРЕХОДОВ (ГОСТ Р 52766-2007)
- Пешеходные переходы через автомобильные дороги в населенных пунктах располагают через 200–300 м.
- Вне населенных пунктов места наземных пешеходных переходов должны просматриваться с обеих сторон дороги на расстоянии не менее 150 м.
- На дорогах с шириной проезжей части 15 м и более наземные пешеходные переходы должны быть оборудованы островками безопасности.
- Ширина пешеходного перехода должна быть не менее 4 м.
НАША ИНИЦИАТИВА
У «За рулем» есть свои предложения, как сократить число гибнущих и травмируемых на дорогах пешеходов. Вкратце программу «Года безопасности» изложил главный редактор в прошлом номере, теперь представим ее шире.
1 АЙДА В ШКОЛУ!
Правила дорожного движения входят в школьный курс ОБЖ, но этого мало. Папы и мамы! Обращайтесь к учителям, завучам, директорам, предлагайте провести дополнительно урок-другой по ПДД: что должен ваш ребенок знать о машине, дороге, тротуаре. Расскажите это всем его одноклассникам – вспомните свои истории, покажите, как выглядит дорога и пешеходы глазами водителя. Не ждите официальных уроков, визитов инспекторов, не перекладывайте всё на детский телеканал. Папы из редакции ЗР в сентябре идут в школу. Присоединяйтесь!
2 ДАЙТЕ ОБЗОР!
Предлагаем внести изменения в ПДД: запретить стоянку и остановку ближе 10 м перед и за пешеходным переходом в населенных пунктах и 50 м – вне населенных пунктов (в соответствии с п. 12.4 сейчас стоять нельзя ближе 5 м перед зеброй). Припаркованные автомобили закрывают видимость водителям других машин.
3 УБРАТЬ ЗЕБРУ С ШИРОКОЙ ДОРОГИ!
Настаиваем, что нужно менять ГОСТ: на дороге шире двух полос пешеходный переход должен быть или со светофором, или под землей, или над ней! Нерегулируемая зебра на трехполосной магистрали – опаснейшее явление! Скажете, нереально? Но надо хотя бы начинать движение…