Алло, коммутатор?

АЛЛО, КОММУТАТОР?

КОМПАНИИ И РЫНКИ

/ЭКСПЕРТИЗА

АЛЛО, КОММУТАТОР?

ОНИ УПРАВЛЯЮТ ЗАЖИГАНИЕМ "САМАРЫ"...

ТЕКСТ / МИХАИЛ КОЛОДОЧКИН

Со времени выхода предыдущей статьи о коммутаторах для "Самары" (ЗР, 1998, № 11, с. 78) прошло два с лишним года. Напомним, особого рвения к работе те конкурсанты не проявили - из 11 участников до финиша добрались восемь. Что изменилось с тех пор?

Прежде всего, коммутаторы заметно похудели - одиночные радиоэлементы постепенно уступают место интегральным сборкам. С упаковкой дела похуже - половина изделий по-прежнему продается в обнаженном виде. Пора бы объявить им бойкот, но любопытство все-таки сильнее. Приобретаем шесть коммутаторов - четыре "наших" и два импортных. Внешне изделия похожи - лишь тольяттинский "Пульсар" состоит из двух частей, поскольку содержит октан-корректор. Но сегодня нас интересуют только сами коммутаторы - токи потребления, разрыва и разряда, время разряда и т. п. Покупки поочередно устанавливаем на лабораторный стенд и проверяем при разных напряжениях питания и нескольких частотах искрообразования (см. табл.).

Прежде чем осмысливать результаты, вспомним азы теории. Коммутаторы "Самары" умеют нормировать время накопления энергии в катушке зажигания - иными словами, при подаче сигнала с датчика Холла ток через катушку потечет не сразу, а с нужным запаздыванием. Смысл простой - зачем бесполезно расходовать электроэнергию и греть выходные транзисторы? Кстати, при желании можно оценить коэффициент полезного действия системы - чем выше отношение тока разрыва к току потребления, тем лучше.

А теперь смотрим в таблицу. Она обнадеживает, поскольку результаты шести участников практически одинаковы. "Прокололся" только № 5 - при снижении питания до 6 В "немец" (кстати, не имевший упаковки!) почему-то отказался пробивать стандартный искровой промежуток в 7 мм. Остальные коммутаторы во всех режимах вели себя пристойно, а потому вполне могут ездить под "самарскими" капотами. Тому способствует и цена - примерно по 5-6 у. е.

А ОНИ В ОДИНОЧКУ НЕ РАБОТАЮТ

Что касается встречающихся в продаже двухканальных коммутаторов 84.3734 (фото 7) и 6420.3734 (фото 8), то им на обычной "Самаре" делать нечего. Подобные изделия предназначены для выпускавшихся некогда автомобилей с микропроцессорной системой зажигания и умеют работать только "на пару" с контроллерами типа МС-2713-01 и им подобными.

Был период, когда по каким-то неведомым причинам они стоили чуть ли не дешевле обыкновенных, а потому их приобретение считалось экономически оправданным, но сегодня это не имеет смысла. Нестандартные способы подключения таких коммутаторов подвластны только опытным радиолюбителям, желающим перевести свою "Самару" на зажигание со статическим распределением энергии - в этом случае оба канала будут использованы по назначению. Что касается рядовых "самарцев", желающих ограничить свое общение с электрикой простым втыканием вилки в розетку, то им проще не мучиться и купить обычный коммутатор.

Подпишитесь на «За рулем» в