По восточному календарю

ПО ВОСТОЧНОМУ КАЛЕНДАРЮ

КОМПАНИИ И РЫНКИ

/СТАТИСТИКА

ПО ВОСТОЧНОМУ КАЛЕНДАРЮ

ДИНАМИКА ПАРКА ИНОМАРОК В РОССИИ

ТЕКСТ / СЕРГЕЙ КАНУННИКОВ

ЖЕЛЕЗНЫЙ ПОТОК

Автомобилям-иммигрантам дает добро на проживание в России таможня. Кто, как не потомки Верещагина, точно знает, сколько и каких иномарок привозят в нашу страну?

Познакомимся с таможенной статистикой: в 1999-м через пограничные шлагбаумы въехали более 233 тысяч автомобилей. А в первом полугодии 2000-го - около 72 тысяч. Итоговые показатели вряд ли будут ниже предыдущих: поток машин, ввозимых физическими лицами, резко увеличивается летом и осенью, во время отпусков. Соответственно, самое горячее время на таможне - четвертый квартал (поэтому и статистика так запаздывает). Кстати, основные клиенты таможни - именно частники, физические лица: в 1999-м на их долю пришлось более 60% "машино-оборота".

Дилеры зарубежных компаний (а именно они, как правило, представляют "юридических лиц") стараются обрадовать немногочисленных, но обеспеченных клиентов последними новинками. Мы же - лица физические - покупаем за кордоном подержанные машины. Среди них попадаются диковинные: "Феррари" и "Бентли" (за полгода границу пересекли две пары этих титулованных иностранцев), целых пять "мазерати", один "Роллс-Ройс" и один "Хаммер". Но, конечно, не эксклюзивные красавцы делают погоду на нашем рынке.

В рейтинге российских симпатий (диаграмма 1) - старые знакомые - японские и немецкие автомобили, а еще вклинившиеся в именитые ряды "дэу". В списке автомобилей, ввезенных частниками, первые три места за японцами. "Тойоты", "ниссаны" и "мицубиси" составляют 46% от общего числа эмигрантов. Большинство их оседает восточнее Урала и лишь немногие заканчивают путешествие гораздо западнее, удивляя европейцев непривычными именами - "Краун", "Корона", "Атлас", "Делика"...

У обеспеченных слоев в почете немецкие марки. Они и лидируют среди "юридических" авто. В сумме 26% набрали "фольксвагены" (они на первом месте) и "ауди" (на третьем). "Большая тройка Японии" отстает на 4%. Тем не менее восточные ветры на российских просторах сильнее западных.

ЕСТЬ В СТАРОМ ПАРКЕ...

Чтобы оценить перемены в парке иномарок, обратимся к постоянно пополняемой и обновляемой базе данных ЗР (диаграмма 2). Картина, естественно, очень похожа на ту, что написана кистью таможенников. В первых рядах все те же знакомые имена. Следом за "Тойотой" расположились особо почитаемые россиянами "немцы". Но их число заметно сокращается.

Именитые фирмы неустанно совершенствуют автомобили, начиняют их сложными агрегатами, электроникой (сравните, например, " Фольксваген Гольф" первого поколения с нынешним), и наши кошельки, увы, не поспевают за мировым прогрессом. Европейские цены, в том числе и на вторичном рынке, растут. Многим приходится пересаживаться из солидных и мощных, но отслуживших свое машин в автомобили классом ниже. "Малышей" у нас, как известно, не любят, и редкий россиянин сменит " Форд Скорпио" на "Фиесту". Остаются "прелести" отечественного автопрома или азиатский товар.

За год заметный рывок сделали узбекские "дэу", которых стало больше в 1,5 раза, а марка переместилась с десятого на седьмое место. Новая "Нексия" - конкурент не только "навороченным" "десяткам", но и более престижным подержанным "европейцам" - покупка "секонд-хэнда" всегда немного лотерея.

В целом и таможенная статистика, и база данных ЗР свидетельствуют: в структуре парка иномарок доля европейских машин, несмотря на усилия официальных дилеров, сокращается стараниями японцев, бесперебойно снабжающих Россию "секонд-хэндом", и дружественного Узбекистана. Нравится нам это или нет, но вечный российский спор Запада и Востока на автомобильном поприще решается в пользу последнего - "азиаты" моложе (диаграмма 3), а значит, перспективнее.

МЫ НЕ ПОЙДЕМ СВОИМ ПУТЕМ

Кстати, примерно такая же картина в странах, которые в былые времена называли развивающимися, да и в Восточной Европе. Накатавшись на престижных "европейцах" не первой молодости, ремонт которых сопоставим со стоимостью машины, соседи постепенно пересели в недорогие, практичные азиатские машины. Некоторые бывшие "братья по соцлагерю" умудрились сделать эти автомобили доступнее, наладив у себя их производство - и для внутреннего рынка, и на экспорт.

Но вернемся в Россию. Иномарки составляют пока около 15% от общего числа машин, но вот доля их начинает понемногу расти. Почтенные БМВ и "Ауди" уходят в отставку вместе с мифами о вечных иномарках и надеждами быстро разбогатеть. Период первоначального накопления опыта прошел. Ни "мерседесы", ни даже "фольксвагены" не станут народными российскими автомобилями. Идет естественный отбор: на смену гордым, престарелым "европейцам" приходит менее родовитая, но напористая молодежь.

Первая десятка иномарок, ввезенных в Россию с января по июнь 2000 г.

Российский автопарк наиболее популярных иномарок 1999

и 2000 гг. -

в процентах (база данных ЗР).

Доля автомобилей моложе

10 лет (база

данных ЗР).

Подпишитесь на «За рулем» в