Range Rover Sport, Mercedes-Benz ML 350 CDI, Volkswagen Touareg 3.0 TDI: лига чемпионов

Словно именитые футбольные клубы, эти автомобили уже завоевали титулы и сердца множества поклонников. Но каждый турнир начинается с нулей. Повод к нынешнему – новый «Мерседес-Бенц ML».
Range Rover Sport, Mercedes-Benz ML 350 CDI, Volkswagen Touareg 3.0 TDI

Великобритания и Германия – футбольные и автомобильные страны. Богатые традиции, высокопрофессиональная подготовка – хороший клуб умеет классно играть при любой погоде и на любом поле. Примерно того же ждут от престижных полноприводных, мощных вседорожников. Ну вот и свисток к первому тайму…

ГРУППОВОЙ ТУРНИР

Эпитеты «натренирован», «выучен», «подготовлен» подходят ко всем автомобилям теста. Еще бы, с таким-то опытом постройки подобных машин! Но кое в чем участники турнира разнятся. Отчасти в этом их прелесть, но, с другой стороны, и недостатки.

Скажем, «Мерседес-Бенц ML» даже немного давит строгостью, лаконичностью салона. Хочется поправить одежду, подтянуться, чтобы соответствовать. Однако некоторым экспертам интерьер в такой – далеко не самой богатой – комплектации показался пресноватым и даже простоватым. А вот с тем, что все расположено грамотно, инженерно выверено, спорить не приходится. Ура! И грандам не чужд прогресс: в нынешнем ML даже рычажок круиз-контроля не мешает управлять указателями поворота и стеклоочистителями. Рычажок селектора коробки передач – под рулем, после трех-четырех касаний показался очень удобным и логичным.

Строгий деловой стиль «Мерседеса» может показаться скучноватым. Но с точки зрения эргономики претензий практически нет.

Водительское кресло, конечно, хорошее, но все-таки чуть более плоское, чем хотелось бы. Эксперимента ради попробовали отодвинуть его до упора: самый высокий из нас едва достал ногами педали. Вернем «седло» в разумные пределы и сядем назад. Отлично! Проход, может, и не самый широкий, зато места ногам, голове, плечам – вдоволь. Крупный пассажир и в дальнем путешествии будет хвалить немецких инженеров. А за регулируемыми спинками – очень вместительный багажник. Недостатков мерседесовского кресла, вероятно, мог и не заметить, если бы не пересел тут же в «Фольксваген-Туарег». Вот здесь ты дома: это изделие проектировали и делали словно специально для тебя. В таких бутсах грех не выигрывать!

«Туарег» на этот раз в комплектации куда дороже мерседесовской. Стремясь судить максимально объективно, опции мы старались не выпячивать (разве что добавили бал за видеокамеры кругового обзора), однако не отметить более смелый дизайн салона было бы несправедливо.

У нашего «Фольсквагена» – пневмоподвеска и трансмиссия с блокировкой дифференциалов и пониженным рядом. Но управление этим хозяйством слишком мудреное. Непонятно, смотреть ли на подслеповатые символы вокруг тугих крутилок или на дисплейчик между приборами. Кстати, с ним тоже не сразу разберешься.

В «Мерседесе» трансмиссия попроще, дорожный просвет не регулируется. А пониженным рядом ведает простая и понятная кнопка.

На заднем сиденье «Туарега» просторно почти как в «Мерседесе». Тесновато разве что среднему пассажиру (поездили и впятером), но он там все-таки редкий гость. Багажник меньше, а запасное колесо, как, впрочем, и у «Мерседеса», не полноразмерное.

Нарядности салона «Фольксвагена» способствует светлая кожа.

Какими баллами оценить автомобиль из страны футбола и «фермеров во фраке» (так почти 45 лет назад прозвали первый «Рейндж-Ровер» – просторный, мощный, престижный автомобиль с недюжинными внедорожными возможностями)? Мы не ставим отметки за дизайн, но, будь у меня такая возможность, за салон «Рейндж-Роверу Спорт» с чистой совестью дал бы высшую! Каждая выпуклость и впадина, каждая линия деревянных вставок отмечены тонким вкусом богатого, при этом знающего толк в красоте аристократа. Даже старомодные часы с толстыми стрелками здесь – на месте.

Порадовались? Давайте перечислять «но». Надо еще немного подкорректировать сиденье? Проявите ловкость, а лучше откройте дверь: ведь между ней и креслом рука пролезет с трудом. Вообще, «Рейндж» – наглядный пример того, что большой автомобиль, умеючи, тоже можно сделать… нет, не тесным, но куда менее просторным, нежели конкуренты. Водитель зажат между мощной дверью с близкими кнопками стеклоподъемников (хоть какая-то польза от тесноты) и мощным туннелем с удобным подлокотником. Такая посадка отчасти компенсирует недостаточную фигуристость сиденья – в повороте с него не сползешь. На заднем ряду заметно теснее, чем в автомобилях-конкурентах. Зато багажник всего на 8 л (это один большой или два маленьких мерных кубика) меньше, чем у «Мерседеса». А под ним мечта настоящего путешественника – нормальное запасное колесо.

Фирменной роверовской системой полного привода управлять, пожалуй, проще, чем фольксвагеновской. Режимы переключают последовательно, условно говоря – от простого к сложному, а на дисплее ярко загорается пояснение, что ты сейчас наделал.

По уровню дизайна салона «англичанин» вне конкуренции. Впрочем, это очень субъективная оценка.

Даже в наш рациональный век британский, равно как и немецкий, футбол сохраняет своеобразие. Так называемой «немецкой машине» противостоит более романтичный, а потому и менее предсказуемый стиль. Как ни удивительно, к автомобилям это тоже относится.

ЧЕРЕЗ ЦЕНТР И ПО КРАЮ

Система «старт-стоп» у «Мерседеса» – кажется, первая нераздражающая из тех, с которыми доводилось сталкиваться. Ее несложно отключить, но вообще-то не напрягает – двигатель пускает быстро и тихо.

Последнее слово очень важно для характеристики всех автомобилей. Их впору ранжировать так: тихий («Мерседес-Бенц ML 350»), очень тихий («Фольксваген-Туарег») и тишайший («Рейндж-Ровер Спорт»). Сидящих в салоне звуки не раздражают ни в ожидании на светофорах, ни, что куда важнее, в «дальнем бою».

Современных 3-литровых дизелей вполне хватает большим, вместительным и совсем не легким автомобилям. Машины уверенно стартуют с места и ускоряются с любых скоростей. Заметно проигрывает «Рейндж-Ровер», который массивнее «Мерседеса» почти на 400 кг, а «Фольксвагена» – более чем на 240 кг. Но и его тихоходом не назвать. Ну а лидер – «Мерседес»: на старте он заметно приседает на задние колеса, чем тешит самолюбие водителя.

Тормоза тоже хороши. Самый длинный путь до остановки – у английского форварда, а по удобству управления неожиданно проигрывает «Мерседес»: большой свободный ход сочетается с дубовостью в конце, осложняющей остановку без клевков. «Фольксваген» же в этом игровом эпизоде явно на высоте.

К подрулевому рычагу управления коробкой передач «Мерседеса» привыкаешь очень быстро.

Пока под колесами ровный асфальт, «Мерседес» хочется хвалить и хвалить. Машина плывет плавно и тихо, разве что нервно реагирует даже на мелкие ямки и выпуклости. Но стоит съехать с федеральной трассы на, казалось бы, вполне еще приличное шоссе, ML начинает точно повторять все изъяны рельефа, временами заметно подбрасывая ездоков над сиденьями и возбуждая предупредительные ремни безопасности. Бумканье на дорожной мелочи становится все сильнее. С ростом скорости все это усиливается и начинает раздражать.

Нечто похожее происходит и с «Рейндж-Ровером», который чуть спокойнее на волнах, но тоже нервничает на мелких неровностях.

У пневматической подвески «Фольксвагена» три режима работы. Самые заметные отличия, разумеется, в крайних положениях. В Sport машина напоминает соперников – заметно подрагивает на мелких неровностях и, хотя и поменьше, повторяет «телом» рельеф покрытия. Зато в положении Comfort становится куда мягче и спокойней. Вот теперь можно путешествовать по отечеству с максимальным удобством.

В иных странах люди проезжают сотни тысяч километров, так и не узнав, что такое наши поля… То бишь дороги.

УГЛОВЫЕ И ШТРАФНЫЕ

Самые четкие, понятные, собранные реакции на руление тоже у «Туарега». В быстрых поворотах система стабилизации дает ехать на пределе. Впрочем, автомобиль держится за сухую дорогу так, что вывести его из равновесия надо постараться.

Возможности трансмиссии «Фольксвагена» солидные, но в двух крутилках разберешься не сразу.

У «Мерседеса» руль менее чувствительный, что особенно нелогично на фоне жесткой подвески. На малых скоростях он еще и чересчур легкий. Потом усилие растет, но при небольших углах поворота реакции автомобиля все же вяловатые. Зато система динамической стабилизации тоже на высоте: работает вовремя и деликатно – попусту не дергает ни автомобиль, ни водителя.

«Рейндж-Ровер» к быстрым и резким телодвижениям не расположен. Проделывая нечто подобное, нужно смириться с заметными кренами и размашисто работать огромным и легким рулем. Ничего криминального и беспородного, но все же помните: английский стиль – сдержанность в эмоциях, размеренность и спокойствие.

КУБОК ОБЛАДАТЕЛЕЙ КУБКОВ

Вечных чемпионов не бывает. Отпраздновали победу, а завтра надо вновь доказывать свой класс и силу. Гарантий не дают ни славная история, ни предыдущие звания и титулы.

Из «Рейндж-Ровера Спорт» трудно выйти. Нет, дверь широкая и подножка удобная. Но покинуть столь притягивающий выверенным стилем и обаянием салон действительно нелегко. Прибавим серьезные внедорожные возможности. Что же, солидную армию поклонников английской команды вполне можно понять.

Управление трансмиссией лишь на первый взгляд сложное. Уже на второй – все просто и понятно.

«Мерседес-Бенц ML 350 CDI» – просторный, быстрый и комфортабельный на хороших дорогах. Если их не покидать, о некоторых недостатках автомобиля так и не узнаете.

«Фольксваген», победитель этого турнира, – самый гармоничный. Он быстр и вместителен, комфортен и обладает хорошими внедорожными качествами. В общем, всесторонне развит и отменно натренирован.

Такие, как известно, и завоевывают кубки.

В ОДНИ ВОРОТА

Немного неуклюжее словосочетание «чувствую габариты» приобретает все больше смысла в тесных дворах и на парковках. Небольшой эксперимент: как можно быстрее и точнее преодолеть передним и задним ходом створ, который всего на 200 мм шире самого внушительного автомобиля – «Рейндж-Ровера». Для усложнения задачи – старт под углом 90 градусов к воротам.

Первое место у «Мерседеса». Контрольный водитель легко прошел дистанцию за 7 секунд передом и за 15 секунд задом. И похвалил машину за хорошую обзорность и удобные зеркала.

Второй результат у «Фольксвагена»: проход передом потребовал лишь на секунду больше. А вот быстро миновать ворота задним ходом удалось лишь со второго раза; проигрыш «Мерседесу» – 2 секунды. Боковыми камерами для чистоты эксперимента не пользовались.

«Фольксваген»

Третье место досталось «Рейндж-Роверу». Зеркала у него отменные, но габариты внушительные. Вперед водитель проехал на секунду медленнее, чем на «Туареге». Однако «забить гол», сдавая назад, разгоряченному «немцами» водителю удалось лишь с третьей попытки. Даже после вынужденной тренировки на прохождение маршрута ушло 20 секунд – на две больше, нежели в «Туареге», и на три – чем в «Мерседесе».

ЧИСТОТА ЭКСПЕРИМЕНТА

На сей раз мы намеренно не стали купать красавцев в грязи и вывешивать на буераках. Ни цены, ни штатные шины, ни, наконец, имидж этих автомобилей к этому не располагают. Тем не менее отметим условно-вседорожные возможности полноприводников.

У «Рейндж-Ровера» стандартная фирменная трансмиссия с понижающей передачей, управляемая колесиком на туннеле. Общий принцип выбора режимов – от простого к сложному, ошибиться трудно. Клиренс «Рейнджа» можно увеличить на 50 мм. При наборе скорости автомобиль вернется в исходное положение автоматически.

У «Мерседеса» в этой комплектации – единственная кнопка, включающая понижающую передачу. Справедливости ради: для условий, в которых обычно работают подобные автомобили, этого вполне достаточно.

В нашем «Туареге» клиренс увеличивается в очень солидных пределах, есть понижающая передача и блокировки. А вот управлять трансмиссией, нам показалось, сложнее, нежели британской. Два колесика требуют осмысления – не сразу понимаешь, куда их крутить в данных условиях.

Сергей Канунников:

«Самый верный, истинный поклонник футбола не изменит отношения к любимой команде, даже если она проиграла. Ведь старались, играли красиво! Да и турниров впереди еще много. Ну а в отношении автомобилей все еще менее однозначно…»

Редакция благодарит генерального директора спорткомплекса «Дмитров» А. В. Хохлова

за помощь в организации фотосъемки.

Подпишитесь на «За рулем» в