Компромисс породил химеру
АКТУАЛЬНО
/ДУХ ПРОТИВОРЕЧИЯ
КОМПРОМИСС ПОРОДИЛ ХИМЕРУ
НОВЫЙ КОДЕКС ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ, СКОРЕЕ ВСЕГО, ОКАЖЕТСЯ НЕЖИЗНЕСПОСОБНЫМ
"Долгожданные демократические изменения в законе могут быть дискредитированы их неисполнимостью".
ТЕКСТ / ЕЛЕНА ВАРШАВСКАЯ
Осталось всего четыре месяца. Потом новый КоАП вступит в силу, а вся наша автомобильная жизнь изменится. Впрочем, сказать так - все равно, что не сказать ничего. Потому, что если Кодекс останется в том виде, в каком он принят, на дорогах воцарится хаос. Сон разума (или разгул амбиций?) наших депутатов породил поистине подобие Химеры. (Помните, у древних греков чудовище такое: с головой огнедышащего льва, туловищем козы и змеиным хвостом?)
ОВЦА В ЛЬВИНОЙ ШКУРЕ
Если лет десять назад водители мечтали о снисходительности закона, то теперь большинство - за строгость. Дикие дорожные нравы и безудержное хамство надоели, из-за нарушителей Правил ездить стало не просто трудно - почти невозможно, и люди хотят порядка. Но порядка разумного и справедливого по отношению ко всем участникам движения.
Новый Кодекс более суров к тем, кто грубо нарушает Правила. Предусмотрено, например, лишение "прав" на 2-4 месяца за превышение скорости более чем на 60 км/ч и за выезд на встречную полосу (если он запрещен), на 3-6 месяцев - за пересечение железнодорожных путей вне переезда или когда переезд запрещен. По некоторым же статьям штрафы снижены: скажем, теперь за невыполнение требования инспектора об остановке будет налагаться штраф не 10-15 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ) или лишение "прав" на 2-3 года, и уж тем более не исправительные работы с удержанием 20% заработка, как это было, а только штраф в 2-5 МРОТ. В целом же суммы штрафов изменены не столь значительно, как, может быть, следовало. Например, непредоставление преимущества на перекрестках - те же 1-2 МРОТ, проезд на красный сигнал светофора - по-прежнему 1 МРОТ, а наказание за несоблюдение требований знаков "Въезд запрещен" и "Движение запрещено" даже стало мягче - можно отделаться предупреждением.
По замыслу депутатов, новый КоАП основан, как и полагается, на презумпции невиновности. За это долго боролись. Теперь права автомобилистов надежно защищены. Во-первых, ни один автоинспектор не вправе, если вы не согласны, требовать от вас уплаты штрафа на месте (впрочем, если не хотите оспаривать - до одного МРОТ платить разрешается) и не может отобрать у вас водительское удостоверение для "обеспечения исполнения" (за исключением тех нарушений, которые предусматривают лишение "прав"). Во-вторых, виновность и наказание кандидатам в "лишенцы" будет определять суд, в котором, в соответствии все с той же презумпцией невиновности, ГИБДД должна будет представить исчерпывающие доказательства вины нарушителя. В теории - прекрасно, но на практике...
Может быть, депутаты живут в какой-то другой стране? Там, где дорожная полиция до зубов вооружена техническими средствами, позволяющими ей доказывать и превышение скорости, и проезд на красный сигнал светофора, и выезд на встречную через сплошную разметку. В этой, другой стране есть и четко действующие механизмы исполнения наказаний. Но Кодекс-то депутаты сочинили для России! Может, они чего недопонимают? Так легко представить, что произойдет с их прекраснодушными "презумпциями". Каждый нарушитель сможет утверждать: на "красный" не ехал, сплошную не пересекал. И пусть гибэдэдэшники доказывают его вину, как хотят. А если все-таки умудрятся доказать, пусть попробуют взять с него штраф. Обратятся, как это мыслится, к судебному приставу, у которого только и есть дел, что бегать за сотней - тремя рублей, бросив взыскание многотысячных исков (с которых, кстати, ему идет процент). Ну нет у нас системы, которая обеспечила бы работу такого КоАПа! Ее надо было выстраивать прежде, чем вводить документ в действие.
Значит, все его тщательно продуманные статьи и скрупулезно выверенные суммы штрафов - фикция?
ДЛЯ ЧЕГО КОЗЕ... ИНСТРУМЕНТ?
Продуманные? Выверенные? Чего стоит только запрещение инструментального технического осмотра "организациями, независимо от их форм собственности"! Посыл-то понятен: народ жаловался на ПИКи, где процветает взяточничество, на нереальные требования "инструментальщиков", а депутаты в популистском раже отменили сам техосмотр. Теперь раз в год у нас будут визуально проверять тормоза, на глазок мерить протекторы и люфт руля, а СО, наверное, определять по запаху, поскольку газоанализатор - это тоже инструмент. При том, то ли по недосмотру, то ли враг отвоевал, в Кодексе осталась статья 12.5 ч. 1 "управление ТС, имеющим неисправности, при которых запрещена эксплуатация" (штраф от 0,5 МРОТ) и ч. 2 "управление ТС с неисправностями тормозной системы, рулевого управления (3-5 МРОТ, отстранение от управления, снятие номеров, задержание ТС)". Все эти неисправности, видимо, тоже должны будут определять на глаз, снимать "номера", а потом возвращать их в суде за недоказанностью - такое вот предстоит нам всем общенациональное развлечение.
БЕЗ "ЖАЛА МУДРЫЯ ЗМЕИ"
В общем, "страшно далеки они от...". Потому что не ради же безопасности движения они Кодекс принимали! А ради себя, любимых.Чтобы перед народом покрасоваться, популярность себе завоевать. И, конечно, о собственном интересе не забыть. Ведь как хорошо сочинили: теперь за непредоставление преимущественного права движения спецтранспорту с включенными спецсигналами штраф до трех МРОТ (был до двух), а за незаконную установку этих самых спецсигналов - 1-3 МРОТ (вместо 2-3) для граждан и 3-5 МРОТ (вместо 5-7) для должностных лиц. Так что кататься со "светомузыкой" нашим депутатам станет еще комфортней.
А может, зря так о них, избранниках наших? Ведь есть же в Кодексе и хорошее: он запретил, например, блокировку колес и эвакуацию, снятие номерных знаков (кроме тех случаев, когда это предусмотрено). А тем, кто это делает, - штраф 5-10 МРОТ (для граждан) или 15-20 МРОТ (для должностных лиц)! Ввел права свидетелей, разъяснил понятие нечитаемого номерного знака, лишил сотрудников ГИБДД права проводить на дороге освидетельствование на состояние опьянения, четко описал процедуру досмотра. И еще, что приятно, значительно увеличил штрафы для должностных лиц за нарушение правил проведения ремонта и содержания дорог (с 5-10 МРОТ до 20-30 и еще определил штраф для юридических лиц - 200-300 МРОТ!) и ввел новую статью "Применение к владельцам или водителям ТС мер, не предусмотренных федеральными законами, направленных на ограничение прав на управление, пользование или эксплуатацию ТС" (штраф для должностных лиц - 10-20 МРОТ).
Увы, все положительные стороны, все достижения нового документа теряют смысл из-за его неисполнимости и противоречивости. Новый Кодекс об административных правонарушениях походит на Химеру не только своей чудовищной разнородностью, но и нереальностью. Кого-то это, возможно, порадует - теперь многие нарушения могут остаться безнаказанными (впрочем, появляется и новое поле для произвола ГИБДД). Но безопасность движения, и без того в нашей стране мало чем и кем обеспечиваемая, окончательно падет жертвой созданного чудовища.
P.S. Более подробно о налагаемых штрафах и других наказаниях по новому КоАП РФ читайте на с. 138.
По новому Кодексу госномер могут снять в двух случаях: непрохождение техосмотра и при управлении автомобилем с заведомо неисправными тормозами, рулевым управлением или сцепным устройством.
Для задержания ТС есть семь оснований. Новое: нарушение правил остановки или стоянки, создающее препятствие для движения, или остановка в тоннеле.
С 1996 года ЗР последовательно добивался запрещения изъятия "прав" до уплаты штрафа. Теперь этот инструмент взяточничества у автоинспекции отняли! Но можно ли праздновать победу?