Убить нелегала в такси! Будем спорить?
Требуем привилегий!
Митинг, согласно «жанру», выдвинул всего два требования. Одно — городскому начальству: разрешить таксомоторам проезд по полосам для общественного транспорта (ПОТ). Второе — власти федеральной: внести в ПДД положение, разрешающее такси останавливаться под запрещающими знаками. Если вглядеться, и то и другое суть одно и то же.
Выделенные полосы не просто обозначены «своими» знаками — над ними вывешены «кирпичи». Не будь их, по статье 18.2 Правил останавливаться у правой обочины имел бы право каждый для посадки-высадки пассажиров. Простейший вариант обеспечить чистоту ПОТ для общественного транспорта — запретить сюда выезд всем без разбора легковым автомобилям. Таксисты говорят: тем самым власть поставила официальное такси и бомбил на одну доску. Отсюда требование привилегии для себя — «кирпичи» игнорировать.
Словно объясняя мотив протеста «рулевых», ген. директора рассказали: добросердечные водители высаживают там, где удобно пассажирам (а как иначе!), чем нарушают «кирпичный» запрет. А поскольку акселерируют наказания за такие вольности и множатся камеры фотофиксации, таксопаркам все тяжелее выдерживать штрафную нагрузку.
На одной доске с «леваками»
И далее по списку то, о чем много раз повторено почти за год действия закона о такси. Нелегалы не желают натурализации: из 18 тыс. уже выданных разрешений 65% оформили таксопарки, соответственно, 35% — частники-единоличники. Но как минимум 20, если не 30 тыс., продолжают «бомбить втемную». Их машины, вопреки требованиям закона, — сплошь развалюхи, без «шашечного пояса», перекрашивать кузова в «таксистские» цвета их не принудишь — вкладывать деньги в бизнес не желают, налогов не платят, потому демпингуют. Это конкурентные преимущества в соперничестве с такси-официалами.
В последние месяцы ГАИ, призванная отлавливать нелегалов, наконец-то активизировалась, но поймала всего около 2 тыс. «партизан». В сравнении с масштабами бедствия результат мизерный. Как и наказание: размер штрафа — 5 тыс. руб., а это один дневной заработок. Неудивительно, что назавтра бомбилы снова «на линии».
А какие меры, чтобы эффект был, предлагают генеральные такси-директора? Они ушли от прямого ответа, но в глазах сверкнуло недоброе.
«Туда» и «сюда» стоит по-разному
Вопрос корреспондента «За рулем.РФ»: как реагируют на этот фактаж руководители отрасли города и может ли их реакция удовлетворить? Председатель комитета Московской торгово-промышленной палаты Богдан Конюшенко разъяснил, что уже не столь категорично власти отстаивают запрет на выезд таксомоторов на ПОТ, и это дает надежду. Чтобы результативнее отсекать нелегалов от бизнеса пассажирских перевозок, в бой, кроме ГАИ, брошены дополнительные силы — контролеры из транспортных госструктур. Есть реакция на недоуменный вопрос, почему к вокзалам и аэропортам официалам подъезд закрыт, а если их сюда и подпускают, то избранных. (В результате стоимость поездки из аэропортов в два-три раза выше, чем из города туда.) Появилась надежда, что препона будет снята… Еще в городе появилось 220 стоянок такси, правда, для громадной Москвы их недостаточно.
Между собой договоритесь?
Существует программа развития таксомоторных перевозок в мегаполисе, в ней, вроде бы, небезынтересные для клиентов проекты. Например, создание единого (для всех такси-компаний) call-центра. Исполнительный директор Московского транспортного союза Юрий Свешников рассказал, что по замыслу центр задуман как служба мониторинга исполнения услуг: здесь будут принимать жалобы, благодарности, информацию о забытых вещах... Но, понятно, масса людей станет обращаться, чтобы вызвать машину к подъезду. А это совсем другая тема — чисто коммерческая. Компаниям придется передавать друг другу заказы (если у какой-то нет свободных машин). Между крупными компаниями принципиальная договоренность на сей счет, принят генеральный принцип: автомобиль должен прибывать по адресу не позднее чем через 12 минут после звонка (при нынешних 20, а зимой — 40 мин.). Однако придется вести финансовый взаиморасчет, а его схема вырисовывается сложной. Удастся конкурирующим фирмам делить деньги, чтобы никакая не была в обиде?..
О заработках зашла речь, когда заговорили о предложении московского правительства разработать и принять единые для всех компаний тарифы на перевозки. Вслед за словами «в целом неплохая идея» было сказано, что это еще надо хорошенько продумать, поскольку у таксопарков разные по стоимости машины и вообще затраты на деятельность... Словом, не договорились и не понятно, склонны ли принять тарифное соглашение...
Но с этим, дескать, можно не спешить, прежде Москву надо избавить от бомбил — дали понять ген. директора. Если нелегалов вымести до одного, компании даже готовы резко умножить парк машин.
Бомбилы — фактор сдерживания
В самом ли деле? — вправе спросить клиент. Ведь это потянет большущие расходы — на кредитные или лизинговые погашения, понадобится увеличить фонды оплаты труда, социальных выплат, больше финансов на аренду новых помещений, за энергоресурсы, «коммуналку»…
Еще об интересах пассажиров. Нынче машины официальных компаний почти на сто процентов загружены заказами по вызовам, и с обочины клиентов не берут. Только «леваки» и выручают «голосующих» граждан. Если их всех поголовно извести, кто подхватит пассажира с обочины?
Когда бомбил не станет, вообще может образоваться дефицит услуги, как в советские времена, такси не поймаешь, не дождешься. И таксисты снова станут королями, потому что оставшиеся на рынке ощутят себя монополистами — с вытекающими в добавок последствиями по части оплаты. Федеральная антимонопольная служба, конечно, не даст разгуляться тарифам, но хотелось бы не только административных, но и сильных рыночных гарантий. А то ведь помним, как бывало: «Тебе в Черемушки? Два счетчика!» Сейчас это хамское вымогательство сдерживают демпингующие нелегалы.
Так, может, не «к стенке их!», а создать по-настоящему привлекательные стимулы работать «по-белому», если нынешние плохо работают?