Инструмент в руках государства
РЫНОК
/СЕРТИФИКАЦИЯ
ИНСТРУМЕНТ В РУКАХ ГОСУДАРСТВА
ОТКУДА БЕРУТСЯ ПЛОХИЕ ЗАПЧАСТИ
ТЕКСТ / АЛЕКСАНДР БУДКИН, АНАТОЛИЙ КАРПЕНКОВ
Вряд ли найдется автомобилист, не ведающий об изобилии некачественных запчастей, не слышавший о поддельных маслах и разъедающих двигатель "тосолах". "Левак" продается на каждом шагу - на рынках, в магазинах, попадает на комплектацию новых машин.
Откуда он берется в таком количестве, не способствует ли его продвижению наша Система?
ХОТИМ В ВТО
Даже поверхностное знакомство с национальной сертификацией показывает, что она у нас одна из самых мудреных в мире, если не сказать запутанных. Изготовители запчастей ориентируются на ГОСТы, ОСТы, ТУ, документацию заводов - производителей автомобилей (или двигателей), Правила ЕЭК ООН, требования санэпиднадзора, наконец, на временные нормативные документы, разрешения и прочее. Чему соответствовать?
В бывшем Союзе вопросов не возникало. Госплан и Госстандарт однозначно определяли, кому, что и по каким требованиям делать. К машинам было привязано и производство запчастей. За долгие годы сформировалась структура отрасли, включающая не только заводы, но и отраслевые институты. Как вдруг...
На смену социалистическому хозяйству вначале пришла Перестройка, а затем и вовсе рыночные отношения. Заводы продолжили выпускать продукцию, НИИ - взялись за ее сертификацию. Все вроде бы при деле. Но тут обрушилась другая беда. Оказалось, для того, чтобы российские изделия признавали на европейском рынке, необходимо привести национальные стандарты и порядок их применения в соответствие с международными требованиями.
Казалось бы, сделаем автомобили по европейским требованиям, и вместо "волг" и "жигулей" получатся "мерседесы" и "фольксвагены". Но не тут-то было. Оказалось, что "те" правила оговаривают лишь минимальный набор требований, связанный с безопасностью, да и то - для новых автомобилей. Чтобы фары не слепили встречного, выбросы двигателя не загрязняли природу, люди при аварии имели больше шансов выжить. А что касается удобства, долговечности, качества и прочих "мелочей" - извините, это уже конкурентные показатели. Заболит у человека поясница после двух поездок на работу - больше он такой автомобиль не купит. Выбирать-то есть из чего.
А у нас? Купил Иван Иваныч один отечественный автомобиль, не понравилось, купил другой - той же марки, но в другом кузове. Опять не нравится? Не взыщите - третьего предложить не можем.
Причем, если с автомобилями определенность есть и система худо-бедно работает, то на рынке запчастей царит просто вакханалия.
ГОРЕ ОТ УМА
Говорят, суровость наших законов компенсируется необязательностью их исполнения. Но в России даже не исполнять можно несколькими способами. От того причин, приводящих к появлению в магазинах некачественных запчастей, - с десяток.
Например, если некий завод сертифицировал автомобиль или двигатель целиком, сертификат автоматически выдают и на комплектующие: руль, сиденья, фары, высоковольтные провода, поршневые кольца и т.д. Все это уже можно продавать на законных основаниях. Не беда, что контактная группа прослужит 5 тыс. км, шины станут кривыми через 20 тысяч, а высоковольтные провода придется выбросить сразу. Ведь при сертификации автомобиля оценивалась лишь его безопасность - никак не качество сборки и комплектующих. Но это лишь полдела. Удивительнее, что если некий независимый производитель вознамерится сделать запчасть лучшего качества, он, во-первых, должен просить разрешения у автозавода (у того, с кем собрался конкурировать!), а во-вторых, делать "слишком хорошо" вообще не сможет. Есть утвержденное ТУ на запчасть, хочешь сертификат - делай, как указано.
А можно ли автозавод обойти? Конечно. Самостоятельно разработайте оригинальную конструкцию, подтвердите ее патентную чистоту (а время-то идет), разработайте конструкторскую и технологическую документацию, технические условия (ТУ) и подайте заявку в орган сертификации - хочу, мол, делать хорошие запчасти вот таким образом. Чтобы получить "добро", несколько готовых образцов должны пройти испытания в лаборатории (за деньги, разумеется). Эксперты из органа по сертификации осмотрят за это время ваше производство, удостоверятся, что там все хорошо (?) и... Правильно, можно идти в следующую инстанцию.
Если повезет, через полгода-год вы получите право производить задуманное и реализовывать через розничную сеть. На этом, правда, проблемы не закончатся - но вернемся к сертификации.
Систематически проводя экспертизы тех или иных товаров, журнал успел неплохо ознакомиться с лабораторной базой. Беремся утверждать: большая часть органов по сертификации не имеет своих лабораторий, способных оценить качество изделий, на которые они выдают сертификаты. Большая часть тех товаров, что проходят-таки испытания, проверяются не по всем, а лишь по некоторым параметрам. Многое не контролируется вообще - из-за отсутствия оборудования либо из-за высокой стоимости проверок.
Сами посудите: за сертификацию производитель платит деньги. Может заплатить одному уполномоченному органу, может - другому. Один попросит "за все" тысячу долларов, другой - пять тысяч "за все, вместе с полным циклом испытаний". К кому обратится производитель? В общем, наличие сертификата соответствия зачастую не говорит абсолютно ни о чем. К качеству изделия эта бумага имеет примерно такое же отношение, как конституция США к проблемам Приморья.
"ЛЕВАК" ОПТОМ
И В РОЗНИЦУ
Не стоит, однако, делать вывод, что все зло автомобилистам - от системы сертификации. Первую скрипку в этом все-таки играет торговля. "Левый" товар подмешивается к приличному на всех стадиях: в производстве, на оптовом складе, в магазине - под прилавком. Вот типичная ситуация. Магазин официально покупает у известной фирмы (скажем, "Шелл" или "Мобил") партию в 100 канистр масла, продает половину и ставит под соседний стол 40 "левых" канистр, очень похожих на "фирму". Если покупатель выглядит представительно, он получит "родную" канистру, если не очень - "левую". Риск? Из 40 проданных канистр с подделкой в магазин вернут от силы одну-две. Деньги покупателю возвратят сразу, без спора.
Чтобы продать "левак" побыстрее, не жалко снизить цену чуть не до отпускной (фирменной). А когда первые 40 банок уйдут, их место займут новые.
Милиция, караул, обманывают! А кто докажет? Любая инспекция обнаружит под прилавком 50-60 канистр масла, на которое есть сертификат и фирменные накладные. Магазин ни при чем - это ОНИ нам такое поставили. Схема работает почти безупречно, но есть одно маленькое "но". По законодательству, продавец (магазин) несет ответственность за качество продаваемого товара. И тот, кто пострадал от "левака", имеет право обратиться в суд. Учитывая мобильность судебной системы, службы судебных приставов и прочее, этим правом, однако, воспользуется редкий покупатель.
ЕСТЬ ЛИ ВЫХОД
Говорят, он есть всегда. Правительство готовит свой вариант реформы сертификации. Новая система должна стать чем-то средним между европейской, американской и теперешней российской. Поясняем. У нас необходимо подтвердить качество каждой гайки (на бумаге, разумеется), в Европе - обеспечить минимальные требования, продиктованные соображениями безопасности, в США - просто продекларировать, что ваш товар хороший (но не дай бог, поймают на обмане). Что же будет у нас?
Все многообразие товаров планируется разбить на три группы. Первые будут подлежать обязательной сертификации "по полной программе", вторые - проверке на обеспечение минимального уровня безопасности, третьи - декларированию качества. В самом деле, глупо придумывать стандарт на форму щеток для смахивания снега или требования к цвету чехлов на сиденья.
Чего ждать от нового порядка, если его внедрят? Надеяться, что назавтра исчезнут все недоброкачественные товары, конечно, не приходится. Недобросовестные производители в одночасье сквозь землю не провалятся. Но вот добросовестным, наверное, станет легче пробиться к покупателю законными путями - может, и конкуренция появится. Только не "левака" за копейку с другим за полкопейки, как сегодня, а добротного товара с лучшим.
Что делать покупателю? Прежде всего - думать! Стоит ли покупать нейтрализатор за 400 рублей, если цена качественного изделия в пять раз выше. Разум должен победить в каждом из нас мелочный расчет, а производителям и продавцам не мешало бы усвоить - лучше потерять деньги, чем репутацию.