Пьяных за рулем — к психиатру
Закон на страже тайны выпивох
Уже «подготовлены законодательные инициативы», заявил главный автоинспектор РФ Виктор Нилов. Страховщики точно будут довольны: замаячили бо́льшие доходы — прошлись по СМИ высказывания любителей считать чужие деньги. И даже начали их делить: пусть, мол, страховые компании пустят прибыли на премии образцово-воздержанным водителям.
Корреспондент «За рулем.РФ» спросил о прибылях напрямую у осведомленного представителя «цеха» — руководителя управления методологии компании «АльфаСтрахование» Дениса Макарова.
— Пока мы считаем наши очевидные затраты, — отвечал собеседник. — Если проект закона утвердят, придется дополнять «пьяным» пунктом полис — в нем должно быть обоснование стоимости ОСАГО. Вырастут операционные расходы на переналадку системы — внесение изменений в базы, дополнительное администрирование, оповещение, обучение персонала и пр. Это дорого.
Понадобится выяснять, есть ли у покупателя страховки «алкогольное былое». В зависимости от тяжести содеянного в прошлом: одна цена — для «разового» нарушителя, иная — для системного. Получение и обработка данных — дополнительная работа, а значит, опять-таки расходы. Не копеечные: придется изучать «досье» каждого водителя при заключении договоров, — заключил Денис Макаров «денежную» часть разговора и перешел к гражданской.
«Тарифы» ГАИ выше платежеспособности водителей
— Какими должны быть повышающие коэффициенты? Расценки на ОСАГО не с потолка берутся: это математика, в основе ее — статистика. Не уверен, что она отражает реальность. Все знают, что при разговоре с автоинспекторами масса тех, кто подшофе, резко «трезвеет». С другой стороны, полагаю, количество полицейских протоколов перестало сокращаться, статистика не улучшается потому, что «тарифы» гаишников превысили платежеспособность водителей.
Только вряд ли законопроект ГИБДД пройдет. «Пьяное» досье водителей относится к разряду его личных данных, а они, как и диагноз заболевания, по закону ни для кого не доступны без санкции самого гражданина или правоохранителей, но только в особых, всем известных случаях. Будем менять Конституцию?..
И в принципе сама постановка вопроса порочна, — говорил в заключение эксперт. — Предлагается возможность ездить нетрезвым за рулем, но за бо́льшие деньги. Законодатели должны же это понимать! Как и то, что при нашей страховой культуре удорожание ОСАГО не принесет результата.
По диагнозу полицейских
Для вечно пьяных беспредельщиков за рулем, вправду, нет слишком строгих мер — согласимся с Виктором Ниловым. Потому не кажется чрезмерно строгим его предложение ввести «медицинское сопровождение лиц, неоднократно задержанных за управление в состоянии опьянения».
Но как бы в конечной редакции не исчезло слово «неоднократно». Опасение не надуманное: безоглядную категоричность власти мы познали с введением нулевого порога алкоголя в крови водителей, а затем с «глухотой» к возражениям по этому поводу, основанным на неоспоримых данных ученых. «Чем строже, тем лучше» стало стержнем политики ГАИ в применении штрафов.
Если без слова «неоднократно», любого провинившегося можно будет, как закоренелых алкашей, направлять на принудительное лечение (как еще понимать слова «медицинское сопровождение»?!). Причем по воле полицейских, а не суда. Мы ничего не путаем, вот как официальный источник цитировал генерал-лейтенанта полиции Виктора Нилова: «Подготовлены законодательные инициативы, предусматривающие предоставление Госавтоинспекции полномочий…». Невольно возникают параллели с незабвенной эпохой, когда в дурдома определяли психиатры в штатском.
Пожизненно?
«Мягкий» вариант — на учет в наркодиспансеры (НД). Нарушителям-«хроникам» туда и дорога. Но если случится так — пример из жизни?
Совсем немного «расслабившегося» на даче автомобилиста, уже спящего, сорвал с места звонок о несчастье с близким человеком в городе. По дороге прав его лишили. Не станем обсуждать, справедливо или нет: хотя такси глухой ночью в деревню не вызовешь, а соседа-водителя не было, — в любом случае выпившим за руль нельзя.
Если гражданина сделают пациентом НД, после отбытия наказания он пойдет за справкой к наркологу, и тот поставит штамп: «На учете». Права на управление авто не восстановишь. Никогда в жизни? Или «амнистия» предусмотрена? Назовите сроки и основания, генерал.
Имеете право на мнение
Руководитель автоинспекции дал понять, что дополнения в антиалкогольный порядок в стадии обсуждения. Включайтесь в него сейчас (на нашем форуме): исправить будет сложно. Тем более если положения сформулируют и примут поправки без вас. Ваше мнение редакция доведет до ГИБДД.
- Согласны ли, что повышенный тариф на ОСАГО даст эффект?
- Считаете ли правильным введение «медицинского сопровождения» для неоднократно провинившихся?
- Если да, то каким сроком «медсопровождения» наказывать? По каким критериям определять меру наказания?
- Меру наказания в каждом случае должна устанавливать ГИБДД или суд? Или градацию наказаний нужно прописать в законе?