Mazda MX-5 и MINI Cooper S Roadster: чья крыша круче?
АСК «Нижегородское кольцо»
Строительство комплекса стартовало в конце 2008 года, а уже в июле 2010-го состоялось открытие. Трасса длиной 3222 м, с перепадом высот 9,6 м имеет семь разных конфигураций, в том числе полосу для дрег-рейсинга (805 м), овал (617 м), мотоконфигурацию (2670 м) и зону для картинга (1379 м). Ширина дорожного полотна – от 12 до 16 м. Трехслойный асфальт уложен в соответствии с международными требованиями к трекам подобного уровня. А сама трасса соответствует стандартам Международной автомобильной федерации (FIA) и позволяет проводить все виды соревнований, в том числе международные, кроме «Формулы-1». Планы второй очереди строительства комплекса подразумевают возведение крытых паркингов, боксов для участников и офисных помещений.
Абсолютный рекорд трассы принадлежит опытному пилоту чемпиону России по автомобильно-кольцевым гонкам RTCC в классе «Туринг» 2010 года Михаилу Ухову. Он преодолел свой лучший круг за 1:42,361 c.
Представили
Если быть точным, то родстер подразумевает двухместный кузов без крыши или с цельной съемной крышей, которую с собой в дорогу никак не «завернешь». Поэтому формально в нашем распоряжении кабриолет MINI с тентованным складным верхом и купе-кабриолет Mazda с жестким топом, который автоматически сворачивается в багажный отсек. Но производители все же обозначили свои модели претенциозным словом «родстер».
MINI проектировался в конце 50-х как доступный компактный четырехместный автомобиль с инновационным для своего времени передним поперечным расположением двигателя и передним приводом. Из него и вырос современный MINI Cooper. Но в нынешнем модельном ряду уже есть четырехместный MINI Cooper Cabrio. Для новой двухместной модели потребовалось и новое имя.
Инженеры Mazda изначально создавали доступный спорткар – двухместный, легкий, с низким расположением центра масс и классической схемой: двигатель спереди, привод на заднюю ось. MX-5 появился в 1989-м и снискал такую популярность, что даже попал в Книгу рекордов Гиннеса как самый продаваемый спорткар в мире.
И MINI Cooper и Mazda MX-5 – своего рода легенды с богатейшей историей и внушительной армией поклонников. Но до сих пор они играли на разных полянах. Все изменилось, когда MINI выкатил двухместный... не будем педантами, родстер.
Посмотрели
Помните знаменитый рисунок Леонардо да Винчи, на котором человек с раскинутыми в стороны руками вписан в круг и квадрат? Его еще называют каноническими пропорциями мужского тела. Так вот, в салоне MINI кажется, что автомобиль создавался именно по тем канонам. Обилие круглых форм в оформлении интерьера лишь усиливает впечатление. Вокруг водителя и пассажира по всем направлениям одинаковый запас пространства, который и обеспечивает чувство безопасности и, если хотите, уюта. А оригинальные решения, вроде рычажков стеклоподъемников, выполненные на самолетный манер, добавляют ту изюминку, которой так недостает в интерьере MX-5. Словом, забавный вышел колобок.
Патронаж BMW дает о себе знать, когда обращаешься к бортовой мультимедиа. Знакомый поклонникам «голубых пропеллеров» интерфейс прост и понятен. А вытянутый джойстик управления ничуть не уступает по удобству и функционалу традиционной шайбе системы iDrive. Порадовал и качественный звук опциональной акустической системы Harman Kardon. Правда, насладиться им в полной мере в движении сложно даже с поднятым верхом – в салоне достаточно шумно уже на 80 км/ч. На фоне изобилия бортовой электроники MINI удивили ручные регулировки кресла. Впрочем, у Mazda они тоже механические. Вот только регулировки руля по вылету не хватает (у MINI есть).
Нельзя обойти вниманием качественные материалы отделки MINI. В частности, обшитый кожей руль и на ощупь хорош и удобен по хвату. Да и обзорность в целом лучше, чем у MX-5. Разве что заднее окошко из-за тентованной конструкции крыши заметно уступает в размерах японскому автомобилю.
За рулем MX-5 не покидает ощущение спортивного автомобиля: здесь гораздо теснее из-за высокого желоба центрального тоннеля и нависающей над головой кромки ветрового окна. Посадка спортивная: полулежачая и чрезвычайно низкая, что сеет некоторую долю дискомфорта при езде по городу. К примеру, поравнявшись на перекрестке с автобусом, можно представить, что его водитель просто не заметит игрушечный родстер и ненароком наскочит колесом на длинный капот «Мазды», словно на бордюр.
Интерьерщики Mazda будто застряли в 80-х. Передняя панель MX-5 выглядит по-классически строго, а на фоне щедрого оснащения MINI еще и аскетично. Конечно, минимально необходимый набор полезностей в виде климатической системы, круиз-контроля, подогрева сидений, электропривода зеркал есть уже в стандартном исполнении, зато о штатной навигации можно смело забыть. Да и просто не к лицу такому яркому автомобилю безликий приборный щиток и узкий монохромный дисплей на центральной консоли. Хочется поскорее поднять крышу и спрятать от окружающих эту тоску.
Кстати, именно крыша, как в бандитские девяностые, поставит в этом споре решающую точку. А круче она однозначно у MX-5. И не только потому, что жесткая, но и потому, что складывается автоматически всего за 12 с. Вручную необходимо проделать лишь один шаг – отстегнуть замок крепления от кромки ветрового окна. Жаль, что завораживающую процедуру превращения купе в кабриолет нельзя произвести на ходу, даже на небольшой скорости. Селектор АКП обязан находиться в режиме P.
Тент MINI складывается вручную в несколько этапов. Зато при определенной сноровке можно уложиться всего в несколько секунд. Но стоит ли спешить, когда сам процесс, словно подготовительный ритуал, не менее приятен, чем поездка без верха.
Прокатились
За рулем генеральный директор АСК «Нижегородское кольцо» мастер спорта Вадим Баханов. Он выжал из автомобилей максимум и поделился впечатлениями.
C трудом расположившись за рулем MX-5, Вадим резюмировал: посадка еще хуже – колени упираются в руль, голова в потолок. Но на трассе глаза его загорелись. Подвески Mazda мягче, на торможении автомобиль ложится на морду, обеспечивая прижимную силу передним колесам. Затем в повороте приседает на заднее колесо и уверенно опирается на него до самого выхода, демонстрируя избыточную поворачиваемость. Стабилизация вмешивается на поздних стадиях, но жестко. Коробка адекватнее реагирует на управляющие действия.
Вышколенный MINI едет по единственно верной классической траектории, а потому быстрее на круге. Mazda требует больше навыков, но если пилот ими владеет, то японский автомобиль покажется на порядок интереснее. Валкие подвески позволяют поиграть с траекторией, доворачивая MX-5 под сброс газа. Удовольствие в ущерб результату.
Приценились
На первый взгляд Mazda MX-5 выглядит предпочтительнее, ведь автомобиль с жесткой крышей, которая автоматически складывается в багажный отсек, стоит на несколько сотен тысяч меньше MINI с тентованным верхом без электропривода. А если заказать MX-5 с базовым 1,8-литровым мотором на «ручке», то получится еще дешевле (от 1 126 000 руб.). Кстати, версия MX-5 с тентом тоже есть. Она продается в Европе, но к нам ее не везут. К сожалению, Mazda в отличие от MINI ограничила выбор тремя фиксированными комплектациями, не предложив дополнительных опций. Весьма опрометчиво, учитывая, что у MX-5 даже в топе не предусмотрено навигации и парктроника. А ведь найти иной автодром, «Нижегородское» или «Смоленское кольцо», к примеру, которые расположены в отдалении от федеральных трасс, без помощи навигации непросто. Да и USB-разъем для прослушивания музыки с флешки не повредит.
Эти полезные опции, в числе которых и электропривод тента, предлагает MINI. Правда, почти за все придется изрядно доплатить к базовой стоимости Cooper S Roadster в 1 215 000 руб.: за автоматическую коробку – 74 500 руб., систему динамического контроля тяги DTC – 9750 руб., бесключевой доступ – 31 600 руб., подогрев сидений – 17 600 руб. и т.д. Зато есть вариант попроще: Cooper Roadster со 122-сильным мотором (от 940 000 руб.). Возможно, привезут и заряженную версию John Cooper Works.
Итог
Илья Пименов, редактор:
– Мои симпатии были на стороне Mazda MX-5 уже до начала теста. Ну, нравится мне она! Да и не только мне: MX-5 остается самым продаваемым родстером в мире. И прямых конкурентов у этого автомобиля практически нет. Нет другого родстера, столь же симпатичного внешне, азартного в движении и дос-тупного покупателю из среднего класса. Да, Mazda оказалась медленнее MINI на кольцевой трассе, но гораздо щедрее на эмоции. Насколько же интересно было на ней ездить в отличие от вышколенного и потому очень скучного конкурента!
Константин Васильев, редактор:
– Сходство MINI Roadster и MX-5 заканчивается на количестве посадочных мест. Автомобили настолько разные, что выбор очевиден. Молодому и амбициозному подойдет яркий модный MINI. Японский родстер по вкусу более взыскательной аудитории. Заднеприводная схема и относительно валкие настройки подвесок сделали управляемость MX-5 не столь однозначной. Именно это и позволит владельцу совершенствовать свои драйверские навыки. Да и антивандальная крыша в российских реалиях предпочтительнее уязвимого тента.