Дышите глубже...
МЫ И АВТОМОБИЛЬ
/БЕЗЗАКОНИЕ
ДЫШИТЕ ГЛУБЖЕ...
НА ДОРОГУ СНОВА ВЫШЛИ "ЭКОЛОГИ"!
ТЕКСТ / ОЛЬГА ИСЛАМКИНА, АНДРЕЙ БОЙКО
Звонивший просто кипел от возмущения: "Как это так, я техосмотр прошел, а они с меня 500 рублей ни за что содрали!"
Немного успокоившись, Владимир объяснил: он - водитель КамАЗа. Недавно на въезде в Москву на Каширке его остановили "экологи" и попросили предъявить экологический талон. Без него, предупредили они, движение по Москве невозможно. И тут же предложили заключить... договор-предписание. "Экологи", согласно договору, на месте проверяли дымность и, если нужно, отправляли автовладельца регулировать топливную аппаратуру на собственной СТО.
"Экологов" мы и вправду обнаружили...
На въезде в Москву - плановая проверка въезжающих грузовых автомобилей. Инспектор лениво взмахивает жезлом, очередная фура замирает у обочины. Документы в порядке, водитель идет к машине... Но что это? Рядом с сотрудником ДПС - молодой человек в куртке защитного цвета. Пара фраз - и водитель фуры отходит к припаркованной неподалеку "девятке". Там его поджидает другой молодчик в "камуфляже". Пять минут - и водитель возвращается к своей машине с листом бумаги.
Шофер фуры с рекламой "Бочкарева" по бортам заплатил. А как не заплатить? Все-таки экологическая милиция, ДПС рядом, да еще не просто договор, а предписание!
Второй платить не стал. И молчать тоже. В адрес "экологов" летела жуткая брань. Несмотря на нецензурщину, водитель оказался юридически подкованным.
- Меня каждый месяц проверяют. И в журнал записывают. Буду я им деньги платить! Развели законов! Для России - один, для Москвы - другой.
Интересуемся у сотрудника ДПС, что это за экологическая милиция с ними работает.
- Экологи? - Удивлению гибэдэдэшника не было предела, словно мельтешащего туда-сюда парня в "камуфляже" он и в глаза не видел. - Не знаю. Вы у Алексея Ивановича спросите. Он старший по смене.
Алексей Иванович про экологов слышал:
- Да они сами по себе. Что уж они там делают, меня не касается.
"Экологи", два молодых человека в "девятке" с тульскими номерами. Документы - пожалуйста. Предъявляют лицензию, выданную ООО "Контур Арт", постановление Правительства Москвы № 517 от 18.06.96 г. (кстати, 24 октября 2001 оно утратило силу), на основании которого производится проверка.
Разъяснили, что деньги взимаются не принудительно, а по желанию, и не за талон токсичности, а за диагностику, ремонт, регулировку топливной аппаратуры автомобиля, и если водитель желает провести ремонт и диагностику, с ним заключается "договор-предписание".
- А как и где вы проверяете дымность? - интересуемся мы.
- Здесь. - С заднего сиденья извлекается деревянная коробочка. Страшные сомнения закрадываются в душу. При нас за полчаса проверили четыре машины, но прибора в руках "экологов" мы не заметили. Так что они измеряли?
Если с выхлопами - дело темное, то с деньгами - предельно ясно. У господ "экологов" есть тарифы на регулировку топливной системы: для дизельных двигателей - от 400 рублей. В среднем же - 450-500. Конечно, никакой регулировки на месте не производится. На СТО "Контур Арт" можно заехать и потом. Главное - деньги платить не сходя с места. Тогда и талон, свидетельствующий, что уровень вредных веществ в выхлопе в норме, выдадут сразу же. Десяток машин в час - это сколько ж рублей в день "зарабатывает" лихое ООО и "не замечающие" его автоинспекторы?
- Вы из журнала? Статья будет? - догнал нас один из дэпээсников. - Что, жалуются водители? Пусть не жалуются, а то ездят, дымят, воздух загрязняют. За проезд по дорогам надо платить!
С одной стороны, прав гибэдэдэшник. Не дело отравлять то, чем дышим. Но разве это дает право в обход закона собирать дань с автомобилистов?
НАША СПРАВКА
"Экологи" руководствовались постановлением Правительства Москвы от 18 июня 1996 года № 517 "Об утверждении положения о порядке осуществления в г. Москве экологического контроля автомототранспортных средств с введением экологического сертификата автотранспортного средства единого образца". В нем говорилось, что экологический сертификат - обязательный документ для юридических лиц при эксплуатации автотранспортных средств в г. Москве. Однако в связи с введением в действие федерального закона от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" 24 октября 2001 года это постановление утратило силу. Кроме того, в соответствии с Гражданским кодексом РФ никто не вправе обязать автовладельца заключать договор на оказание услуг по диагностике и ремонту его машины. Если договор все же был заключен, то оказанные СТО услуги должны отвечать требованиям, закрепленным в постановлении Правительства РФ от 11 апреля 2001 года № 290 "Об утверждении правил оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств" и законе "О защите прав потребителей". То есть отрегулировать топливную аппаратуру "экологическое" ООО обязано по закону, иначе можно обратиться в суд.
Пост ДПС на въезде в Москву на Каширке, под прикрытием которого работают "экологи".