Интервью: Антон Чуйкин о марафоне «60 часов «За рулем»
- Я рада представить Андрея Гречанника, нашего специального корреспондента.
А.Гречанник:
- Здравствуйте! Также у нас в гостях Антон Чуйкин, главный редактор всем известного журнала «За рулем». Я, как принято говорить, пользуясь случаем, уже позволю себе маленькое лирическое отступление. Давно, лет 25-30 назад, я это помню, хоть и маленький был, когда в нашей стране кто-то покупал автомобиль, то подходили к этому серьезнее, чем сейчас. Сначала строили кооперативный гараж, учились на права, сдавали, учились вождению, изучали матчасть, покупали какие-то громадные альбомы. Относились к этому по-инженерному. У меня отец был инженером, работал в оборонке, и я тогда видел те вещи, о которых впоследствии массово люди узнали позже. Например, делали копии, это называлось не отксерить, а отэрить. Потому что копировальная машина называлась «Эра». Так вот, у меня отец для своей «копейки», он всегда выписывал журнал «За рулем». Он его складывал, журнальчик к журнальчику, и по итогам года сброшюровывал, то есть сшивал натуральные книги - не как сейчас в папочки ПВХ, а с картонными какими-то обложками, с тканевыми корешками.
- Андрей так красочно рассказывает.
А.Гречанник:
- Я бы так сказал, дайджест, то есть то, что касалось «копейки», у нас была «ноль первая». Он копировал, как тогда они говорили, отэрил, и складывал в отдельную пачку. И у нас подшивка журналов «За рулем» в виде вот таких толстенных книжек скапливалась. За это время журнал, естественно, очень сильно изменился, но общая логика, она остается по-прежнему. Это не просто какое-то гламурное глянцевое издание, которое со вздохами и ахами пишет о прелестях, о красотах, а объясняет людям, рассказывает людям в доступной форме что такое автомобиль, что за зверь и с чем все это едят. И вот теперь уже главный редактор этого журнала у нас в гостях, в телерадиоэфире «Комсомольской правды», собственно, расскажет о своем журнале. Я хотел бы спросить о том, какие новые мероприятия проводит ваша редакция сейчас. Потому что грядет Гран-При, и грядет ваша 60-часовая гонка. Что это такое? Для чего это?
А.Чуйкин:
- Добрый день всем. Спасибо за приятные слова. Если останется время, я расскажу, как я зачитывался «Комсомолкой». Это чистая правда, и зачитываюсь. Перед тем маленькое отступление. Мне тем более приятно сообщить всем, кто, может быть, помнит «За рулем», у нас доступен абсолютно весь архив всех номеров. С 1928 года они в электронном виде существует на нашем сайте. Все это есть, можно посмотреть все обложки, все материалы. Поэтому, если кому-то еще нужны материалы по «копейке», допустим, или вспомнить, как это выглядело, ради бога - добро пожаловать. Действительно, что касается современных мероприятий, я бы все-таки в порядке, может быть, публикаций прошел. Действительно, Гран-При «За рулем» - это такой наш автомобильный конкурс. Он у нас существует уже без малого два десятка лет. Первый раз Гран-При мы провели в 1994 году. Ну и что это такое? Это выбор лучшего автомобиля. В общем-то, автомобилей много, они все хорошие, все интересные, но без соревнований никуда. Для этого олимпиады проводят. И социалистическое соревнование когда-то устраивали, и так далее.
А.Гречанник:
- И тут возникает вопрос - насколько честен этот выбор? Это проводит какое-то жюри? Проницательный человек скажет – ага, там не обошлось без вмешательства. Кто-то там заплатил за место.
А.Чуйкин:
- Но есть проницательные люди, которые про любой такой конкурс скажут. Но здесь, в данном случае, я отвечаю, поскольку я никак на этот конкурс повлиять не могу, никто из редакции никак не может повлиять на этот конкурс, потому что голосуют читатели. Собственно говоря, если кто-то сомневается, приглашаю в наше жюри, а кто не сомневается, тем более приглашаю в наше жюри. Потому что любой, у кого есть журнал «За рулем», доступ на сайт или куда-то еще, может проголосовать и таким образом выбрать лучшие автомобили в нескольких категориях. В этом году у нас их больше десятка. Машины, которые участвуют в конкурсе, - это премьеры года. Все, что в 2012 году выходило на российский рынок, все эти интересные, новые, замечательные автомобили, они в этом конкурсе участвуют. Они разбиты на классы. В каждом классе их от трех до шести. И мы предлагаем проголосовать. Не просто выбрать лучшую, а подумать, свой выбор мотивировать, выбрать по критериям, расставить места. И вообще говоря, эта работа непростая. Честно говоря, я каждый раз табличку, которую мы публикуем для голосования, заполняю. У меня это до часа времени занимает.
А.Гречанник:
- Как человеку проголосовать, поучаствовать?
А.Чуйкин:
- Сайт «За рулем», журнал «За рулем». И все издания, собственно говоря, издательского дома «За рулем», который тоже в этом конкурсе участвует, одноименная газета «За рулем». Вот, пожалуйста, восьмой номер, а также 9-й, 10-й, 11-й. Четыре номера проходит конкурс. Мы вынесли на обложку наш главный приз - «Золотой Пегас». Это серьезный трофей для автопроизводителей. Они, кстати, разлетелись у нас по всему миру. И в Корее есть, и в Японии, и в Германии. Те, кто получал, увозят с собой эти фигурки. Действительно, сорок девять новинок, и там все - от «Лады-Гранда» до самых спортивных и заряженных автомобилей. Есть и самые громкие, и самые красивые имена.
А.Гречанник:
- По опыту предыдущих конкурсов, их результатов, выигрывают, как правило, бюджетные модели или все зависит от класса?
А.Чуйкин:
- Самое сложное – это вот эти 49 новинок каким-то образом классифицировать, чтобы все-таки более-менее сравнимые автомобили между собой боролись за приз. Поэтому есть класс автомобиля относительно бюджетных. Есть класс спортивных купе, где, конечно же, о бюджете говорить не приходится. Машины не для этого. Но в каждом из них вполне сравнимые, по нашему убеждению, автомобили. Поэтому нельзя сказать, что выигрывают бюджетные, а проигрывают дорогие. Каждый в своем классе. Я могу сказать, что ни разу еще за все годы существования конкурса мы не ошиблись, читатель не ошибся. Потому что автомобиль, который в этом году получил Гран-при «За рулем», будет получать Гран-при-2013, потому что вручение в декабре, и уже следующий год. Они в следующем году будут лидерами продаж. Так было, и я уверен, что так и будет. Читатель все прекрасно знает. Мы моделируем рыночный выбор, собственно говоря. Вот тебе три модели, определяйся, мы тебе поможем купить, в конце концов, сделать правильный выбор при покупке. Собственно, так и делаем. Вот тебе три модели, вот тебе критерии, допустим, технологическое совершенство какое-то автомобиля. Расставь по местам, ранжируй. Вот автомобиль один, два, три. Поставь какой-то автомобиль на первое место, какой-то на второе, какой-то на третье. Потом следующий критерий, потом следующий. Потом считаем сумму: у кого больше первых мест, тот и победил, тот и чемпион. Аудитория у нас голосует по 50-60 тысяч человек. Столько не могут ошибаться.
А.Гречанник:
- Все максимально открыто. А вот теперь гонка, 60-часовая. Зачем вы ее проводите? И что она позволяет выявить? И опять же честность, есть там какие-то хитрые люди с гаечными ключами, которые гаечку по часовой завернут кому надо, а против часовой отвернут кому не надо?
А.Чуйкин:
- Значит, что это такое. Мы предпочитаем слово «марафон». Мне кажется, что это слово даже точнее отражает суть. Есть новые автомобили. И есть такая процедура, которая используется в профессиональном автомобильном мире, так называемые ресурсные испытания, которые лучшим образом говорят о надежности автомобиля. А это главное качество. Потому что красота, комфорт – все это замечательно. Но главное, чтобы машина ездила и не ломалась. Мы к этому привыкли еще со времен автомобилей, которые здесь были только через каждую пятую семью на десятую.
А.Гречанник:
- То есть не все еще сейчас по цвету себе автомобили выбирают?
А.Чуйкин:
- Все таки нет. Я, честно говоря, и про себя могу сказать. Какой бы красивый и замечательный автомобиль у меня ни был, но если я за год раз семь-восемь в сервисе побываю, то мне на эту красоту будет наплевать, честно говоря. И наоборот. Так вот. И тут ты вспоминаешь Кассиля, потому что если кит на слона влезет, кто кого поборет? Как можно сравнить автомобили разные? Они и по цене бывают разные, и по размеру, и по скорости, и по всему разные. Надо работать в массовом сегменте, поэтому тут, естественно, ограничиваем. У нас такие марки, лидеры продаж. И вот в светлую голову одного из наших испытателей пришла идея, как эти ресурсные испытания, которые проводят автопроизводители, адаптировать для журнала. Заимствовать мы их не могли, там пробеги под сто, а то и триста тысяч километров. Они длятся там год или больше. Это достаточно тяжело выдать на страницы журнала. И он сказал о’кей! А давайте мы поедем на максимальной скорости, и таким образом резко ограничим время. Есть такая методика, ее можно в журнале использовать. Подумали, а что, действительно, это хорошо. Максималка, она сразу дает по повышенной нагрузке, повышенный износ. Действительно, кто и как себя покажет. А сколько будем ехать?
И вот тут вопрос. В одном автомобиле максималка двести, у другого - сто пятьдесят. Если мы зададим, допустим, десять тысяч километров. То получается, что один будет ехать долго, другой не очень. Они разъедутся, как сравнивать – непонятно. И вот тут, собственно говоря, вся изюминка идеи, потому что выбрали не одинаковый километраж, а одинаковое время. Потому что, вообще говоря, надо, чтобы автомобиль работал надежно какой-то сравнимый один с другим промежуток времени. И выбрали вот такую штуку, 60 часов назвали.
А.Гречанник:
- А люди как выдерживают?
А.Чуйкин:
- Собственно говоря, работа сменная. Естественно, не круглые сутки. Идея такая. 60 часов на максимальной скорости. Естественно, это происходит на закрытой дороге, на полигоне. Приглашаю – приезжайте на следующей неделе. Так что всем, я надеюсь, можно будет посмотреть. 60 часов на максимальной скорости автомобили катаются по скоростному кольцу Дмитровского автополигона. Проходят при этом десять плюс-минус три тысячи километров. Десять тысяч, плюс-минус три тысячи. Собственно говоря, как это происходит? Полтора-два часа достаточно серьезных нагрузок на водителей, на автомобиль, после чего выгорает бак. То есть кончается бензин. Автомобиль съезжает на пит-стоп. У нас там же стоит бензовоз. Естественно, перерыв большой делать нельзя. Автомобиль заправляют, протирают, потому что стекло, когда в августе едешь, сами понимаете, на что похоже... Насекомые. В Завидово прекрасная экология, судя по насекомым. Насколько успеваем, быстренький контроль визуальный шины и чего есть, меняется водитель. И опять пуляют на кольцо. И следующие полтора часа перерыв. Три минуты, может две, может четыре. Полтора-два часа они опять крутятся. Опять смена. Три водителя в экипаже, соответственно, раз-два-три, и так далее. Весь день, примерно по двенадцать часов в день, пять дней в неделю, регламент такой. Если с автомобилем что-то случается и ему нужен ремонт, то этот ремонт не может занимать более часа в сумме. Больше часа – автомобиль дисквалифицируется.
А.Гречанник:
- По истории проведения подобных мероприятий производился серьезный ремонт в течение этого часа?
А.Чуйкин:
- С коробкой было, потому что коробку просто заклинило. Это было на вазовской десятке. И мне очень приятно сказать, что ВАЗ примерно через месяц-два после этого пригласил нас в Тольятти и показал, что, вот, ребята, видите, вот эта старая деталь, вот эта новая деталь. Там был усилен подшипник одного из валов коробки. Действительно, это известная история. Вот мы здесь повлияли на то, чтобы конструкция была доработана. А самый первый раз на самом первом марафоне такой замечательный надежный автомобиль, который, казалось бы, вообще не ломается, это «Рено-Логан», взял да потребовал вскрыть двигатель. Так вот, наши механики сначала успели меньше чем за полчаса разобрать мотор и собрать и отправить его опять на трассу. То есть оживили. А на следующее утро за те же полчаса повторили эту процедуру, потому что нужно было отрегулировать клапана на холодном двигателе. И он набрал пятьдесят пять штрафных минут суммарно, уложился в этот регламент. Конечно, это повлияло на финальный результат, потому что, собственно, штрафные минуты - это и есть то, от чего мы распределяем места. Вот так и вышло. Допустим, в следующий год, или в предыдущий, 13 штрафных минут у одного, 10 минут у другого и 5 у третьего. Вот так и получается, первое место, где пять минут, и так далее. Надо сказать, кто поедет в этом году, чтобы было интересно. Быстро говорю, кто поедет. Самые интересные автомобили этого года - Lada Granta, Chevrolet Aveo российской сборки и Lada Largus. Все из России. Две «Лады». Так случилось. Спасибо ВАЗу, он нам такие интересные новинки дает в этот раз. Мы машины покупаем. Никакой специальной подготовки нет. Я надеюсь, что тут удасться действительно показать, потому что всегда это лучше смотреть.
А.Гречанник:
- А я надеюсь, что нам удастся показать по телевидению «Комсомольская правда», как проходили «60 часов «За рулем».