В студеную пору
КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ
/ДИАГНОСТИКА
В СТУДЕНУЮ ПОРУ
ИЩЕМ НЕИСПРАВНОСТИ В 16-КЛАПАННОМ ДВИГАТЕЛЕ VAZ 2112
ТЕКСТ, ФОТО / ГЕННАДИЙ ЕМЕЛЬКИН
Шестнадцатиклапанный вазовский мотор, так понравившийся многим своей резвостью, почему-то пришелся не ко двору русской зиме. И кто-то из владельцев справедливо жалуется на его капризы. Вот и наш... Едва мороз достиг скромной черты минус 15, он, не дав ни единой вспышки, так и остался под шубой инея!
Сегодня уже немало мастеров, освоивших секреты впрыска. Но куда больше тех, кто лишь мечтает познать их. Учатся. Вот им-то, в основном, и адресованы наши рекомендации.
БЕЗ ПРИБОРОВ
ДЕЛАТЬ НЕЧЕГО
Ряд традиционных приемов ремонта непригоден для вазовского 16-клапанника. Здесь и иной подход, и инструмент посерьезнее. Для автомобиля без каталитического нейтрализатора просто необходим двухкомпонентный газоанализатор, измеряющий содержание СО и СН в выхлопных газах. А для более "чистого" двигателя (как в нашем случае) требуется и более тонкий прибор - четырехкомпонентный, поскольку нейтрализатор в несколько раз уменьшает долю СО и СН в выхлопе. У нашего мотора СН оказался чуть завышен. На основе СО, СН, СО2 и О2 газоанализатор определяет весовое соотношение воздуха и топлива и соответствующий коэффициент "лямбда". Пользуясь этой информацией, можно наметить пути поиска неисправностей.
АЛГОРИТМ ПОИСКА
Об эффективности работы топливной системы судят по давлению топлива. Для его измерения в рампе установлен штуцер. Но добраться до него непросто - нужен манометр с Г-образным переходником (см. фото 1). Если давление в норме, обратимся к системе управления двигателем. Здесь для ее диагностики нужен сканер - ДСТ-2М или АСКАН-8 (см. фото 2). В случаях, когда владелец автомобиля, боясь ложных срабатываний иммобилизатора, отключил его, при работе со сканером в колодке, подключаемой к иммобилизатору, надо поставить перемычку между контактами 9 и 18 (см. фото 3).
Проверку системы управления двигателем начнем с поиска ошибок в памяти контроллера. Если память чиста, перейдем к просмотру параметров системы. Начинаем с температуры охлаждающей жидкости. Перед пуском холодного двигателя следует сравнить ее значение с температурой воздуха. Если разница более 2°С, значит, контроллер опирается на ложную информацию и делает "ошибочные выводы": состав смеси будет неоптимальным и двигатель не пустится. Далее проверяем напряжение бортовой сети, длительность импульса впрыска топлива, сигнал датчика кислорода, положение регулятора холостого хода и дроссельной заслонки. Если последняя не возвращается в исходное положение, то сканер покажет величину, отличную от нуля.
Что делать, когда показания датчика массового расхода воздуха завышены? Скорее всего его придется заменить. Узел дорогой и не поддается ремонту. Покупка активного элемента без корпуса - лотерея (см. фото 4), поэтому есть смысл менять датчик в сборе. У нас датчик массового расхода воздуха - в пределах допуска (около 8 кг/ч).
Разобравшись с основными параметрами, переходим к исполнительным механизмам. Сканер позволяет проверить модуль зажигания, не мучая стартер. Но для этого нам понадобились еще два разрядника (см. фото 5). Итог: модуль и высоковольтные провода в порядке, подвести не должны.
Несмотря на то, что регулировка зажигания на этом двигателе не предусмотрена, стробоскоп нам пригодился. Он помог проконтролировать состояние шкива задающего диска (см. фото 6). Этот узел составной, и известны случаи, когда диск смещался относительно шкива и вводил в заблуждение контроллер - вплоть до того, что двигатель переставал заводиться.
Полезно также воспользоваться вакуумметром (см. фото 7). Многие механики им пренебрегают, а зря: с помощью этого простого прибора можно узнать, правильно ли установлены фазы газораспределительного механизма. У нас - разрежение чуть ниже нормы. Скорее всего, фазы в порядке, а виноваты грязные форсунки. Косвенно о том же говорит завышенный СН. Для самоуспокоения кожух ремня ГРМ все же сняли и проверили совпадение меток шкивов.
И вот он, довольно частый результат! После промывки форсунок автомобиль поехал, как новый. А мороз, конечно, способствовал капризам...
БЛАГОДАРИМ УЧЕБНЫЙ ЦЕНТР КОМПАНИИ "АМЕВРО"
ЗА ПОМОЩЬ В ПОДГОТОВКЕ МАТЕРИАЛА.
Штуцер находится под впускным коллектором.
Сканеры ДСТ-2М и АСКАН-8.
Установка перемычки.
Активный элемент датчика массового расхода воздуха.
Проверка модуля и высоковольтных проводов.
Проверка шкива.
Таким должен быть вакуум на исправном двигателе.