Subaru BRZ: Борудзои в Бикерниеки
Toyota и Subaru создали кооператив?! Звучало как известие об очередном конце света. И все-таки невероятное очевидно – Subayota существует... Доказательство налицо: несколько одинаковых синих спорткаров с литерами BRZ на крышке багажника. Смотри сколько хочешь, щупай и обязательно прокатись! Только не забудь шлем, перед тобой Бикерниеки, а ты на Subaru по прозвищу борудзои. Борзая
в переводе.
Японцы сами спровоцировали народ, назвав машину BRZ. Вообще, конечно, это аббревиатура. С первыми двумя веселыми буквами ясно: они от boxer engine, горизонтально-оппозитного двигателя, субаровского конька, и rear-wheel drive, заднего привода, классики спорткаростроительства. Z?! Говорят, от zenith, наивысшей точки… А чего? Надо вникать.
Пусть обижаются художники, но облик автомобиля в данном случае вторичен. На первом плане – техническая составляющая, матчасть. Взять, скажем, капот… По центру у переднего края маленькая выштамповка. Знаток автодизайна заметил бы, что она напоминает о Toyota Celica T23. Да и вообще близнецы «телосложением» сходны с «Селикой». Однако Дмитрий Филонов, руководитель «Академии Субару», меняет ход мысли, во время съемок общей фотографии предостерегая садиться на капот – он алюминиевый, легко проминается: «Уже кто-то присел...» Если серьезно, конструкторы повсеместно снижали массу, доведя ее до 1202 кг, что совсем немного при учете очень жесткой структуры кузова и современных норм безопасности. И так во всем, чего ни коснись. Над этим автомобилем работала мощная команда с огромными опытом и возможностями, стремившаяся переосмыслить классическую формулу.
Главное – то, на что способен BRZ в умелых руках на гоночном треке. Разгон не слишком быстрый, но эмоциональный, руль, несмотря на электроусилитель, довольно тяжел и позволяет чувствовать колеса (или дарит такую иллюзию). Слегка туговат рычаг 6-ступенчатой МКП: видимо, конструкторы сделали переключения потяжелее, чтобы создать впечатление грозного оружия. Так поступили со звуком двигателя, применив усилитель, транслирующий рык «оппозита» в салон на высоких оборотах: знали, что тем, кто будет здесь ездить, голос мотора приятнее любой музыки.
После скоростного кольца выехал на картинговую трассу. Многие другие автомобили, даже спорткупе, напоминали бы здесь слона в посудной лавке, корову на льду, но BRZ позволял ехать почти как на карте – без кренов, в управляемом скольжении. Система стабилизации отключена, но в критический момент автомобиль подправил бы траекторию, притормозив соответствующее колесо… Блеск! Сюда бы еще турбонаддув! Жаль, нет. Пока нет. В серийной версии.
А Зенит, Z, – то, что многие годы я предпочитал переднеприводные машины. Не понимал, не чувствовал... Но и BRZ тогда не было.
Матчасть
«Печкой» проекта стал компактный оппозитный двигатель, позволивший максимально снизить центр тяжести и сместить его внутрь базы. Тем не менее дорожный просвет у этого спорткара вполне приличный – 130 мм. Полный привод исключен из-за веса.
Toyota GT86
«Близнеца» Toyota назвали в честь «квадратного» двигателя (соотношение хода поршня к диаметру цилиндра – 86х86 мм) и знаменитой «хачироку» (восемь-шесть в переводе с японского), Toyota AE86, иконы дрифта. GT – от Gran Turismo.
Бикерниеки
Действующий автодром, первый в Советском Союзе специальный комплекс сооружений для технических видов спорта. Расположен в восточной части предместья Риги. Построен в 1965 году, позже комплекс пережил ряд модернизаций. Рельефность, а также расположение в лесу роднит Бикерниеки со знаменитым Нюрбургрингом и другими старыми гоночными кольцевыми трассами.
Итог
Илья Пименов, редактор:
– Для Subaru это шаг в сторону, и шаг рискованный. Старые фанаты марки вряд ли купят «атмосферный заднеприводник», пусть он трижды хорош. Ведь есть еще Impreza WRX! А другие будут посматривать на более дешевую Toyota GT86… Да, у BRZ поспортивнее настройки шасси, но это нужно не всем. Хотя Subaru на вал заказов и не претендует. Квота на будущий год для России – 120 экземпляров. Для редких ценителей.