Bmw 745. сто вопросов и один ответ
ТЕХНИКА
/НАШЕ ЗНАКОМСТВО c BMW 745
СТО ВОПРОСОВ И ОДИН ОТВЕТ
ВСЕМ, КТО УПРЕКАЛ БМВ В КОНСЕРВАТИЗМЕ
ТЕКСТ / АНАТОЛИЙ ФОМИН
ФОТО / АЛЕКСАНДР ПОЛУНИН
Немногие фирмы в состоянии не только делать седаны ценой свыше 80 тысяч долларов, но и успешно распродавать их большими тиражами. За восемь лет жизни предыдущей "семерки" БМВ (Е38) сделано 330 тысяч машин, а ее пращур под заводским индексом Е32 с 1986 по 1994 год был выпущен в количестве 310 тысяч. Последние 16 лет фирма сохраняла однажды найденные пропорции и стилевые решения больших БМВ, аккуратно приспосабливая их к новым веяниям моды.
РЕВОЛЮЦИЯ В СТИЛЕ БМВ
Первые официальные снимки новой "семерки" БМВ шокировали - даже самые смелые предсказания оказались недостаточно радикальными. Если вид в профиль вполне соответствует стилю фирмы, то оформление кормы и особенно передняя светотехника сильно изменили облик большого БМВ. Когда шок прошел, мнения разделились. Кто-то сразу стал поклонником нового стиля, кто-то - ярым его противником. И все же, не увидев новую "семерку" "живьем", судить о ее внешности трудно.
К счастью, реальный автомобиль (в нашем случае - модель 745i) выглядит лучше, чем на фотографиях - объем и масштаб изображения они передают не совсем точно. А масштаб впечатляет: по ширине и высоте этот БМВ превосходит прежний "Мерседес-Бенц" S-класса, хотя и немного короче его. Однако сказать, что БМВ выглядит столь же монументально, все-таки нельзя - автомобиль производит впечатление солидной, но вовсе не гигантской машины, а скругленная крыша скрадывает немалую на самом деле высоту.
КУРСЫ ВОЖДЕНИЯ
Предположим, у вас в руках ключ зажигания. Сколько времени потребуется, чтобы открыть дверь, отрегулировать сиденье и зеркала и выехать со стоянки? Едва ли больше минуты. Если вы не знакомы с "семеркой" БМВ, уехать так скоро не получится - многие органы управления расположены не совсем традиционным образом.
Пуск двигателя кнопкой - к этому "нововведению" мы начинаем привыкать. С тех пор, как обязанности по сохранению "секретности" взяла на себя электроника, механический ключ стал, по сути, бесполезен. "Ключ" БМВ просто вставляется в углубление на передней панели - поворачивать его не нужно, да и вынуть можно, лишь когда селектор коробки передач установлен в положение "парковка". Продолжительность нажатия на кнопку не имеет значения - стартер будет работать столько, сколько необходимо для пуска. А вот селектор коробки передач расположен не там, где обычно. Он в верхнем "ярусе" рычагов вокруг руля. Алгоритм перемещения тоже требует привыкания.
Еще более необычен ручник: мало того, что приводится в действие кнопкой слева от переключателя света, так еще имеет автоматический режим, в котором срабатывает после каждой остановки. Разблокируется он тоже автоматически, при нажатии на педаль газа. На первый взгляд, очень удобно в пробке - больше не надо постоянно держать нажатой тормозную педаль. Оборотная сторона - ощутимый рывок при троганье.
Так же нестандартное решение - регулировка сидений. Прежде чем хвататься за маленький джойстик, надо удостовериться, движение какой из частей сиденья сейчас выбрано - нужная кнопка подсвечивается. Намного логичнее управление с помощью клавиш, имитирующих части сиденья - ими можно орудовать на ощупь, почти не отвлекаясь от управления машиной. Правда, для сидений типа "комфорт", где регулируются даже такие экзотические параметры, как глубина посадки, расстояние между боковыми упорами, наклон верхней части спинки и плечевая поддержка, такой вариант вряд ли пройдет: кнопок не хватит. После этого настройка поясничной поддержки или длины подушки выглядит банальностью, а ведь еще есть подогрев с прогрессивным распределением тепла, вентиляция и массаж, которые здесь столь же естественны, как кремовые розочки на праздничном торте.
Справедливости ради отмечу: все эти настроечные проблемы встают лишь при первом знакомстве - автоматика запомнит предпочтения владельца "ключа". И все же количество параметров, которые можно настроить "под себя", впечатляет.
ЧЕГО ИЗВОЛИТЕ?
О сиденьях уже все сказано, по крайней мере, о передних. Задние почти не уступают им по возможностям регулировки, но в распоряжении VIP-персон подголовники, поддерживающие голову с боков и позволяющие безмятежно дремать, даже когда автомобиль прописывает плавные повороты автобана на скорости за 200 км/ч. Здесь достаточно места даже для очень рослых пассажиров. Правда, предположив, что в правом переднем кресле может оказаться амбал-телохранитель, превосходящий габаритами первое лицо, стоит подумать о длиннобазной модификации.
В нашем же варианте лучше уделить внимание холодильнику в нише заднего подлокотника и пяти (!) шторкам с электроприводом, укрывающим пассажиров от любопытных взглядов. Вообще, варианты комплектации настолько разнообразны, что описание конкретной машины не раскроет всех особенностей новой седьмой серии.
Водитель окружен вниманием и вовсе по-королевски. Не станем утомлять перечислением всех параметров, в которые можно ввести индивидуальные требования. Упомянем лишь самые экзотические. Например, степень затемнения наружного и внутреннего зеркал в зависимости от освещенности можно регулировать в пределах от 10 до 60%. Причем речь идет не о ручной регулировке в процессе езды, а о том, в каких пределах это будет делать автоматика. Или климатическая установка, алгоритм работы которой можно настроить в соответствии со своими пожеланиями... Интересно, многие ли из заказчиков "семерки" БМВ будут пользоваться всеми возможностями автомобиля?
Пример - видеомагнитофон, который есть почти в каждой семье. Вставить кассету может каждый, а многие ли способны, не заглядывая в инструкцию, запрограммировать запись трансляции формулы 1 в следующее воскресенье?
КНОПКА
Почти любой системой БМВ-745i можно руководить, оперируя лишь одной кнопкой - круглым энкодером
i-Drive: звонить по телефону, настраивать приемник, навигационную систему, включать и выключать программы, отвечающие за безопасное управление машиной, программировать бортовой компьютер. Нужно лишь выбрать одно из восьми направлений, нужный пункт меню (вращением рукоятки) и подтвердить выбор, нажав на кнопку сверху. Текущие функции отобразит дисплей по центру передней панели. Отдача на рукоятке i-Drive помогает ориентироваться в положениях. Зная азы компьютерной грамотности и иностранного языка (увы, по-русски
i-Drive пока не понимает) освоиться можно за четверть часа. Иное дело - овладеть в совершенстве. Автору, молодому человеку и достаточно "продвинутому" пользователю компьютера, двух дней оказалось мало: до автоматизма так и не дошло. Конечно, можно еще управлять голосом ("семерка" понимает 270 команд!), но в тестовой машине эта функция не была реализована.
Поэтому недоверие к i-Drive переросло в естественный вопрос: нужна ли в автомобиле подобная система, не слишком ли она отвлекает водителя? Интересно, где еще применяется похожая схема управления? На ум приходит только компьютерный джойстик с переключателем поля зрения. А как насчет аналогов в более серьезных областях, например, в авиации?
Там подобные "навороты" непопулярны. Каждый тумблер и переключатель делает только свою работу - вот почему они облепили не только панель, но и "тумбочку" между пилотами, и даже потолок и стены кабины. Впрочем, приглядевшись, среди приборов и переключателей новейшего "Боинга-777" можно найти нечто очень похожее на i-Drive: контроллер одного из многофункциональных дисплеев алгоритмом работы напоминает тот, что установлен в баварской машине.
Однако в самолете есть автопилот и двое "живых" летчиков, так что один вполне может отвлечься на второстепенные показания. БМВ-745i может быть оснащен активным круиз-контролем, который берет на себя поддержание безопасной дистанции, но держаться самостоятельно в пределах заданной полосы баварская "семерка" еще не умеет. А потому исследовать возможности i-Drive лучше пассажиру.
Залог безопасности не электроника, а здравый смысл - надо полагать, водитель такого БМВ воздержится от подстройки акустической системы при обгоне...
"СЕМЕРКА" С "ВОСЬМЕРКОЙ"
Рассуждать об электронике "семерки" можно бесконечно, но автомобили БМВ всегда отличались незаурядными ходовыми качествами. Под капотом почти двухтонного седана - V-образная "восьмерка" объемом 4,4 л, и сомнений в том, что динамика машины адекватна ее цене, вроде бы нет. Но вот новые экологические нормы и автоматическая коробка передач могли изрядно смягчить ее темперамент.
Первые же километры за рулем БМВ-745i развеивают сомнения, вызванные впечатляющими габаритами автомобиля. Ни малейшей вялости, ни мгновенья задержки - легкое касание правой педали вызывает стремительное, даже внезапное ускорение. "Вэлвтроник" - система управления подъемом впускных клапанов, заменившая традиционную дроссельную заслонку, - позволяет двигателю принимать нагрузку даже на малых оборотах - там, где обычные моторы, зажатые экологическими требованиями, вынуждены ради чистоты выхлопа растягивать переход к полной подаче топлива. В тандеме с мотором трудится первый шестиступенчатый гидромеханический "автомат": ZF 6HP26. Первая передача - 4,17, шестая - 0,69. О таком диапазоне раньше нельзя было и мечтать. Немудрено, что динамика заслуживает лишь междометий, да и экономичность тоже. В спокойном режиме на шоссе (100-120 км/ч) удается уложиться в 9 л/100 км, а в городе в 15 - показатели трехлитрового мотора в автомобиле килограммов на 300 полегче.
Сезон и погода не дали в полной мере насладиться скоростью, но даже на заснеженном и мокром асфальте поведение большого БМВ не вызывает тревог. Хотя достаточно отключить электронные узы противобуксовочной системы стабилизации, чтобы понять: управление более чем трехсотсильной заднеприводной машиной на льду и снегу требует от водителя хорошей подготовки. А с включенной электроникой не только тревог меньше, но и повороты можно проходить быстрее - даже асы не умеют избирательно тормозить только одно или два колеса, "заправляя" автомобиль в поворот или удерживая его от заноса. Еще новый БМВ самостоятельно регулирует крены кузова; кроме того, можно выбрать режим работы амортизаторов (комфортный или спортивный). Разница между ними отчетливая - при отечественном качестве дорог "комфортный" предпочтительнее. В нормальных условиях разница в реакциях автомобиля невелика, а трясет меньше.
НЕФОРМАЛЬНАЯ ЛОГИКА
Конечно, i-Drive облегчает жизнь инженерам, снабдившим баварскую "семерку" роскошнейшим набором оборудования для создания комфорта. Сопрягать между собой новые устройства, обладающие единым интерфейсом проще и дешевле, чем творить новые панели и кнопки. Здесь больше заметна работа программиста - все должно работать четко, без зависаний и "глюков". Будет новое оборудование - появятся и новые версии программы, причем автомобиль сам "скачает" их с фирменного сайта. Более того, в скором времени в странах, где БМВ введет систему "Телесервис", любая "семерка" БМВ, если того пожелает владелец, будет продиагностирована без заезда на сервис. А если возникнет необходимость поменять детали, то запчасти будут заказаны еще до прибытия машины к ремонтникам. Впечатляет? А чему удивляться, если любой компьютер, подключенный к Интернету, самостоятельно заботится о добыче новейших версий программ... Чем автомобиль-то хуже?
Вопрос, пожалуй, в другом. Заказчики "семерок" - люди часто не молодые, не все они "на ты" с новейшими информационными технологиями. Не отпугнет ли их сложность нового БМВ и насколько сильными окажутся электронные козыри "семерки" против ее весьма достойных конкурентов?
Нынешние БМВ серии 7 - четвертое поколение больших седанов фирмы - дебютировали осенью 2001 года во Франкфурте. Первым покупателям были доступны только "короткие" версии моделей БМВ-735i и БМВ-745i с восьмицилиндровыми бензиновыми двигателями рабочим объемом 3,6 и 4,4 л. Удлиненные варианты БМВ седьмой серии и топ-модель с 12-цилиндровым двигателем объемом 6 л с непосредственным впрыском бензина появятся весной. У всех автомобилей шестиступенчатая гидромеханическая автоматическая коробка передач с возможностью ручного переключения.
BMW 745i
ОБЩИЕ ДАННЫЕ: число мест - 5; снаряженная масса - 1870 кг; полная масса - 2450 кг; максимальная скорость - 250 км/ч; время разгона с места до 100 км/ч - 6,3 с; расход топлива в условных загородном и городском циклах - 8,3; 15,5 л/100 км; запас топлива - 88 л; топливо - бензин АИ-91-98. РАЗМЕРЫ, мм: длина - 5029; ширина - 1902; высота - 1492; база - 2990; колея спереди/сзади - 1586/1590; объем багажника - 500 л; радиус поворота - 6,1 м. ДВИГАТЕЛЬ: бензиновый, V-образный, восьмицилиндровый с регулированием фаз и подъема клапанов впускного тракта; расположен спереди продольно; рабочий объем - 4398 смз; диаметр цилиндра и ход поршня - 92,0х82,7 мм; степень сжатия - 10,5; мощность - 245 кВт/333 л.с. при 6100 об/мин; максимальный крутящий момент - 450 Н.м при 3600 об/мин. ТРАНСМИССИЯ: привод на задние колеса; коробка передач - автоматическая гидромеханическая; передаточные числа: I - 4,17; II - 2,34; III - 1,52; IV - 1,14; V - 0,87; VI - 0,69; з.х. - 3,40; главная передача - 3,38. ПОДВЕСКА: независимая со стабилизаторами поперечной устойчивости и регулируемым демпфированием, спереди - типа "Мак-Ферсон", сзади - многорычажная. ТОРМОЗА: дисковые вентилируемые с усилителем и АБС. РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ: реечное с усилителем переменной производительности. РАЗМЕР ШИН: 245/50 R18.
1. Панель приборов - новая интерпретация прежних решений. 2. Шторки на боковых стеклах - с электроприводом. 3. На подлокотнике - энкодер системы i-Drive. 4. Центральный дисплей: индивидуальные регулировки климат-контроля. 5. Кнопка закрывания багажника.
РЕДАКЦИЯ БЛАГОДАРИТ
КОМПАНИЮ "БМВ РУССЛАНД ТРЕЙДИНГ" ЗА ПРЕДОСТАВЛЕННЫЙ АВТОМОБИЛЬ.