Иномарки правят бал
ЦЕНЫ
ИНОМАРКИ ПРАВЯТ БАЛ
ИТОГИ 2001 ГОДА
ТЕКСТ / ИГОРЬ МОРЖАРЕТТО
Все аналитики, конечно, предвидели увеличение в минувшем году продаж новых иномарок в России, но чтобы настолько... Оправдались самые смелые ожидания: многие дилеры отпраздновали двух-, а то и четырехкратный рост продаж!
Лидером по-прежнему осталась "Дэу" (к нам ее автомобили приходят в основном из Узбекистана): в 2001 году "Нексию" (на эту модель приходится свыше 90% продаж) выбрали 9584 россиянина. Тем не менее, "Дэу" постепенно уступает завоеванные позиции: в 2000 году в России было продано 13500 автомобилей. Да, что-то задерживается обещанная "Нексия-2". Жаль, что прокомментировать ситуацию некому - представительства "Дэу моторс" и "УзДэу" в России ликвидированы, о чем мы уже сообщали.
В 2001 году совершили рывок на российском рынке подразделения "Фольксвагена". Чешская "Шкода", видимо, скоро станет единоличным лидером и по продажам, и по темпам роста - с 2924 автомобилей в 2000 году до 8490 в 2001-м - в 2,9 раза! Тем более удивительно, что и она ликвидировала представительство в Москве - итоги года пришлось узнавать в Млада-Болеславе...
Не подкачал и сам "Фольксваген": за 12 месяцев 2001-го официальные дилеры продали у нас 7254 автомобиля - 6467 легковых и 787 коммерческих (в 2000 году 3469 шт. - соответственно 3078 и 391). Лидеры продаж - "Пассат Лимузин", то бишь седан - 3215 (в 2000-м - лишь 1263), "Бора" - 1395 (тоже рекорд, в 2000-м - 877) и "Гольф" - 1395 (551). "Ауди" так же удалось увеличить количество проданных в России автомобилей более чем вдвое. Через авторизованных дилеров было реализовано 2508 автомобилей (1207 в 2000 году). Так что в минувшем году Россия оказалась для "Ауди" самым крупным рынком в Восточной Европе: по числу проданных машин мы впервые обогнали даже некоторые западноевропейские страны.
Буквально в затылок немцам дышат японские фирмы. По-прежнему лидирует "Мицубиси" - в 2001 году она на 56,5% увеличила продажи в России по сравнению с предыдущим годом: через официальных дилеров реализовано 6004 автомобиля (3836 в 2000 году). Самыми популярными оставались легковая "Каризма" (2841 шт. против 1210 в 2000 году), вседорожники "Паджеро Спорт" (759 против 386) и "Паджеро" (738 против 539). Кстати, в 2001 году у "Мицубиси" появилось шесть новых дилеров в регионах - в Ростове-на-Дону, Краснодаре, Ставрополе, Вологде, Ижевске и Саратове.
Очень успешно в 2001 году на нашем рынке выступили французы. Лидирует "Рено": компания увеличила продажи через сеть официальных дилеров на 86,7% - до 5606 шт. против 3002 в 2000 году. "Всеобщим любимцем" оставался маленький седан "Клио Символ" (3360 машин). В этом году "Рено" вообще собирается поставить рекорд и продать в России 8000 автомобилей.
Следом идет аффилированная с "Рено" японская компания "Ниссан" - в 2001 году она увеличила продажи в 2,08 раза (5286 автомобилей против 2536 в 2000 году). По популярности среди моделей "Ниссан" по-прежнему лидировала "Алмера" (2368 штук), за ней - представительская "Максима" (638) и вседорожник "Патруль" (471).
Довольны и в московском представительстве "Пежо": в 2001 году усилиями официальных дилеров реализовано 4246 автомобилей против 1428 в 2000 году. Бестселлером продолжает оставаться "206-я" модель (1841 шт. в 2001, 708 в 2000 году), за ней - "406-я" (1265). Только летом на нашем рынке появился " Peugeot 307", но за это время россияне приобрели уже 765 этих не самых дешевых, "суперстильных" автомобилей.
Американская "Форд моторс", недавно отметившая 90-летие своего присутствия на российском рынке, тоже хорошо "рванула": с 1357 автомобилей, проданных в 2000 году, до 4124 - в 2001-м (рост - 204%). На пике были "Фокус" (2360 шт.) и "Мондео" (1017). Кстати, "Мондео" нового поколения - лидер по темпам роста: продажи за полгода возросли на 505%.
Состоятельные россияне по-прежнему делают выбор в пользу автомобилей концерна "Даймлер-Крайслер": в 2001 году продано 4184 машины против 2622 в 2000 году. Конечно же, среди них львиная доля легковых автомобилей и вседорожников с трехлучевой звездой (3487), но кто-то все-таки остановил свой выбор на новых легковых автомобилях "Крайслер" (134) и вседорожниках "Джип" (56).
Крупнейший японский производитель "Тойота" вынуждена довольствоваться в России скромным 10-м местом по уровню продаж новых автомобилей (среди подержанных фирма - бесспорный лидер). Но в 2001 году и она увеличила свое присутствие - через официальных дилеров было продано 4082 новых автомобиля (2307 в 2000-м). Впереди "Авенсис" (1243), "Ленд Крузер 100" (1263), RAV4 (677).
Забытая было корейская марка КИА благодаря усилиям АО "Автотор" из Калининграда (где собирают эти автомобили) снова набирает темп: в 2001 году продана 2781 машина против 1358 годом раньше. В 2002-м калининградцы намерены собрать и продать уже 7,5 тыс. машин, из которых не менее 1,5 тыс. - "Спортидж".
Как сообщили в "БМВ Руссланд Трейдинг" - дочернем предприятии концерна БМВ, в 2001 году в России продали 2636 автомобилей (в 2000-м - 1301). Лидер - БМВ 5-й серии (1187 против 895 в 2000 году), но и по другим моделям достигнут впечатляющий рост: 3-я серия - 779 против 205, вседорожник Х5 - 507 против 113. Продажи включают как импорт, так и автомобили, собранные на АО "Автотор" в Калининграде: в 2001 году здесь выпустили 2132 автомобиля БМВ против 1321 в 2000 году.
Неплохие показатели и у сдавшей было позиции в предыдущие годы шведской "Вольво" (ныне фирма принадлежит американскому концерну "Форд"): рост продаж за год - в 2,6 раза, с 917 до 2402. Россияне особенно отличали представительскую модель S80 (1027) и "спортивную" S60 (514).
Корейская "Хёндэ" увеличила продажи почти вчетверо: с 554 до 2205 автомобилей. Лидер - конечно же, недорогой "Акцент" (1547), сборка которого недавно началась в Таганроге.
Концерн "Дженерал моторс", занимавший в предыдущие годы более чем скромные места в рейтинге популярности на нашем рынке, кажется, постепенно завоевывает доверие покупателей: его автомобили выбрали в 2001 году 2100 россиян (в 2000-м - всего 946). Чаще всего они останавливали свой выбор на германских "опелях" (1420), американских "шевроле" (540) и шведских СААБах (140).
Похоже, развеивается миф о капризности и ненадежности французских автомобилей. Во всяком случае, такой вывод можно сделать на основе данных о продажах в России. Вот и "Ситроен" увеличил их в прошлом году более чем в 4 раза - с 251 до 1009 автомобилей.
В самом конце списка оказалась японская "Хонда", хоть и увеличила сбыт на 29% (через официальных дистрибьюторов продано 837 новых автомобилей против 650 в 2000 году). Лидер - вседорожник " Honda CR-V", на долю которого пришлось более 50% продаж. Объяснить более чем скромные успехи японской фирмы можно только ценами: несложно предположить, какой выбор сделает представитель не слишком массового нашего среднего класса - в пользу "Ниссана-Алмеры" за 14 тыс. у.е. или его одноклассника "Хонды-Сивик" за 20 тысяч.
Пусть японская компания "Сузуки" и оказалась в самом хвосте, ее дилеры могут гордиться впечатляющим рывком: в 2001 году было продано 797 автомобилей против 343 в 2000 году. Вседорожники "Гранд Витара" выбрали 520 россиян; на втором месте маленький, но гордый "Свифт" (115). А вот созвучная ей по названию и родственная по некоторым моделям японская фирма "Субару" свои позиции в России сдала. В 2001 году ее дилеры продали всего 343 новых автомобиля. На первом месте - универсал "Легаси Аутбек" (136 штук). Не густо...
Замыкает список зарубежных автопроизводителей ФИАТ. Не помогли полученные за последнее время два титула "Автомобиль года" - в 2001-м только 618 россиян купили новые ФИАТы, "лянчи" и "альфа-ромео". Правда, в 2000-м их было еще меньше - 567, так что повод для оптимизма у итальянцев в России все же есть.
По мнению официальных дилеров, столь заметный взлет продаж связан с ростом доходов россиян. Конечно, сказались развитие и улучшение работы дилерской сети, активизация маркетинговой деятельности компаний, но в еще большей мере - небольшое снижение пошлин на новые автомобили с января 2001 года, перераспределение продаж автомобилей в пользу официальных импортеров (результат деятельности ГТК России). Последний фактор обусловил дальнейшее снижение цен - в первую очередь, на ходовые модели особо малого (их выбрали больше 10% покупателей) и "гольф-класса" (около 60%), ценой 9-15 тыс. долларов.
Так, престижная " Ауди А3 1,6" в декабре 2000 года продавалась в среднем за 21,1 тыс. долл., а в декабре 2001-го обходилась уже в 17,8 тыс.; самую дешевую " Volvo S40 1,6" в 2000 году можно было купить только за 20,9 тыс. долл., а через год - за 17,2; "Ниссан-Алмера 1,5" - 15,7 и 13,9 тыс. долл. соответственно; " Опель Астра 1,6" - 15 и 13,5; " Рено Сценик RXE 1,6" 18, 9 и 16,9; " Форд Фокус 1,6" - 15,9 и 13,9. Даже большой американский вседорожник " Шевроле Блейзер" с двигателем 4,3 л и коробкой-"автоматом" подешевел с 24 тыс. долл. до 19 900...
Результат закономерен: продажи новых иномарок выросли в России с 40 тыс. шт. в 2000-м до 80 тыс. в 2001-м. Выходит, все-таки нарождается в стране средний класс...