Озоновый слой не потревожат
ТЕХНИКА
/НОВИНКИ
МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ ПОДГОТОВИЛИ / АЛЕКСЕЙ ВОРОБЬЕВ-ОБУХОВ, МАКСИМ САЧКОВ
ОЗОНОВЫЙ СЛОЙ НЕ ПОТРЕВОЖАТ
"КОНДИЦИОНЕР - ВРАГ ОЗОНА". ЭТА ИСТИНА, ПОХОЖЕ, УСТАРЕЛА
Фирма "Модайн" (Modine) представила минувшей осенью во Франкфурте прототип кондиционера, в котором не нашлось места привычному "хладону" R134a (еще более вредный фреон давно уже не используют). Взамен агрегат заполнен... обычным углекислым газом, тем самым, который поддерживает холод в ящиках с мороженым. Правда, там используют сухой лед, а в кондиционере - жидкую фазу. Если в результате аварии конденсатор разгерметизируется, то вклад вырвавшегося на свободу хладагента в создание парникового эффекта будет в 1300 раз меньше, чем от R134a.
Но, конечно, не только заботой об окружающей среде оправданы многолетние и дорогостоящие исследования. Оказывается, с помощью СО2 гораздо быстрее удается остудить нагретый солнцем салон. Например, сегодня на охлаждение с 75 до 20°С уходит около 36 минут, а завтра окажется достаточным двадцати пяти.
Еще эффектнее с СО2 происходит обратный процесс. Современные автомобильные климатические установки обеспечивают не только охлаждение, но и нагрев воздуха. Если с использованием хладона 20-градусная стужа меняет знак на "плюс" за 42 минуты, то новой установке для этого достаточно лишь 12 минут!
КПД стал больше на 30%, и в результате кондиционер умерил свой бензиновый аппетит на 10%. Он работает теперь по принципу так называемого теплового насоса. И здесь СО2 оказался совершенно необходим - традиционные фторорганические соединения для такого режима не годятся.
Почему же, если все так просто, до этого не додумались раньше? Проблема заключалась в технологии: как обеспечить надежную работу агрегата при давлении... 160 бар. Пришлось заново разрабатывать конструкцию теплообменников, трубопроводов, компрессора. Ожидается, что объединенными усилиями уже в 2005 году удастся перевести серийные кондиционеры на новый хладагент - прежде всего, в моделях БМВ, ФИАТ, "Пежо", "Ситроен" и СЕАТ.
Ныне кондиционерами оснащены 70% европейских легковых автомобилей, а к 2003 году их доля составит уже три четверти.