Берите в руки карандаш

БЕРИТЕ В РУКИ КАРАНДАШ

ТЕХНИКА

/КОНСТРУКТОР

БЕРИТЕ В РУКИ КАРАНДАШ

ПОРА ОПРЕДЕЛИТЬ СТИЛЬ НОВОГО РОССИЙСКОГО АВТОМОБИЛЯ

ТЕКСТ / МАКСИМ САЧКОВ, АНТОН ЧУЙКИН

РИСУНКИ / МИХАИЛ ГУЛЯЕВ, ЕВГЕНИЙ МИШИН, АЛЕКСЕЙ ПИЩУЛИН, КОНСТАНТИН ГАРМАТЮК

Примерно такое задание предложили мы студентам кафедры дизайна МГТУ МАМИ (так теперь называют альма матер создателей автомобилей - Московский автомеханический). В качестве исходных данных выдали технические требования к базовому хэтчбеку: база 2476 мм, габарит 3850х1680х1500 мм, 14-дюймовые колеса, Сх примерно 0,35 (ЗР, 2002, № 2).

Конечно, нас интересовал не законченный автомобиль, а стилистическое решение гаммы. Уже потом, отталкиваясь от эскиза, можно развивать характерные черты, учитывать требования к разным кузовам, прорабатывать уже не наброски, а чертежи... но мы забегаем вперед. Подобные конкурсы проводят в своих центрах стиля многие ведущие фирмы: в ходе соревнования определяются лучшие.

Через две недели соискатели представили более двух десятков работ. Мы произвели первичный отбор и дали условные названия проектам: результаты перед вами.

"Миссия на Марс". Автора "паркетного вседорожника", будто скатившегося по трапу звездолета, вдохновляли формы "Кадиллака-Визон"; сжав "американца" по всем трем измерениям, удалось придать рубленым формам оригинальность. Несомненное достоинство автомобиля - ярко выраженная "вездеходность", столь необходимая в России. Она же - недостаток: попробуйте представить себе переднеприводный седан из этого семейства! Он будет не слишком-то похож на представленный в однообъемном кузове автомобиль 4х4. Однако не будем забывать: мы выбираем стиль, а уж его покорителю красной планеты не занимать! Как-то примет Земля?

"Истребитель". Родство с винтовыми самолетами 40-х годов

подтверждают характерный фонарь остекления и задняя стойка, выполненная как надстройка фюзеляжа. Авиационные черты придали ладной машинке стремительность, а элементы "техно" сделали облик актуальным. Присмотритесь к передку - что-то знакомое... чТо-То... " Ауди ТТ"! Впрочем, к чему проводить параллели? Автомобиль вышел привлекательным и при всей оригинальности не особо гонится за ветреной модой.

Автор намеренно выполнил передний свес тяжеловесным - это прагматичный (чтобы не сказать циничный) расчет на отечественный довольно громоздкий мотор. Полагаем, в следующем номере, когда мы будем конструировать двигатель, у нас найдется чем возразить!

Развивая гамму, дизайнер предполагает сохранить переднюю часть машины, удлинив задний свес седана и универсала. Высокий микровэн, скорее всего, будет однообъемным. Если впишется в "семью" - быть ему аэробусом...

"Развитие по дуге". В ее начале стояли " Шкода Фабия" и " Ауди А2", а в конце... Обводы хэтчбека - две дуги, образующие капот и крышу, они же прослеживаются во всей гамме, включая пикап. Передняя (как, впрочем, и все остальные) часть выполнена в стиле минимализма, но не без изыска.

Кстати, если дугу продлить спиралью, то можно на соседних витках, точно друг над другом, расположить "десятку" и представленный проект - как вариант ее глубокой модернизации. Диалектика, однако... или мы льстим АвтоВАЗу?

"Француженка в светлом". Именно таким мы запомнили изящный хэтчбек, наиболее точно отвечающий заданным условиям. Другие находили в нем черты "Форда-Фокус", "Хонды-Джаз", "Альфа-Ромео-147"... Что и говорить, образцы, достойные подражания. При всем разнообразии дизайна названных моделей проект не грешит мешаниной стилей. Симпатичный, наиболее проработанный, но... Автомобиль, который остается в памяти как "похожий на что-то", трудно считать оригинальным.

А все-таки есть в машинке обаяние. Все сказанное выше остается в силе, но нравится автомобиль, и все тут!

"Особая линия". "Сначала я нашел вот эту линию, - соискатель показал на "лекало" крыши, - и она, став ключевой, задала форму всего автомобиля". Пожалуй, наиболее самобытный проект: автор считает, что "рубленые" кузова России не подходят, что здесь всегда будут популярны просторные (но не большие - почувствуйте разницу) машины.

Впрочем, мы не одиноки: недорогие " Рено Кангу" в традициях "Рено-4" 60-х, " Ситроен Берлинго",

"ФИАТ-Мультипла" находят неплохой сбыт в Европе. Из этого автомобиля запросто получится однообъемный микровэн или пикап 4х4, а вот насколько будет отличаться хэтчбек класса В? Или мы вовсе откажемся от классических форм, сделав ставку на необычную модель, вписав ее в оговоренные размеры? Приглядитесь повнимательнее к утилитарному, но впечатляющему универсалу!

Итак, теперь ваша очередь "браться за карандаши", чтобы помочь выбрать направление, в котором поедет наш автомобиль. Смотрите, оценивайте, высказывайтесь... К вашим услугам наш электронный или почтовый адрес (оба указаны в конце журнала). Можете поделиться своим мнением в первую среду марта или апреля в Интернет-конференции или голосовать за понравившийся эскиз на сайте "За рулем". И подойдите, пожалуйста, со всей серьезностью - от вашего выбора стиля и дизайна будет зависеть наше общее автомобильное будущее. До встречи в моторных боксах!

Подпишитесь на «За рулем» в