Воздушная тревога

ВОЗДУШНАЯ ТРЕВОГА

ЕВРО II В РОССИИ - БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ?

Вы не доверяете автомобилям с нейтрализаторами? Тем более отечественным? Считаете, что наша страна не доросла до Евро?

Мы утверждаем: экологически чистые машины в России жизнеспособны!

Продолжение - на с. 116

В ПЕРВОМ МАТЕРИАЛЕ КЛУБА ИЩЕМ ЕВРО II В ВЫХЛОПЕ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ МАШИН. ТРЕВОЖНЫЕ ОЖИДАНИЯ НЕ ОПРАВДАЛИСЬ!

ФОТО / АЛЕКСАНДР КУЛЬНЕВ, ГЕОРГИЙ САДКОВ

Оптимистов от экологии и скептиков от технологии объединяет главное: все мы дышим одним воздухом, который с каждым годом все сильнее пропитывается выхлопной гарью. Лучший способ приглушить полемический задор - довериться точным, беспристрастным приборам.

Итак, "на ковер" приглашаются... Но сначала попробуем разобраться в хитросплетениях законодательных актов.

БУМАЖНЫЕ ЕВРО

В России с середины прошлого года действуют экологические нормы Евро II (ГОСТ Р 41.83-99 или Правила ЕЭК ООН № 83-03В). Это означает, что с конвейеров наших автозаводов должны сходить машины только с впрысковыми моторами и нейтрализаторами. Вы это ощущаете? Мы тоже не очень. Вечно жалующимся на трудности производителям была дана поблажка: им разрешили постепенно переходить к Евро II. Например, в первый год "новой экологической эры" выпустить лишь четверть "зеленых" машин, на следующий - половину и т. д. Но и эта щадящая программа не реализуется. Нормы Евро II с 2002-го стали обязательными для всех... на бумаге. До сих пор из ворот автозаводов выходят карбюраторные автомобили, не соответствующие никаким "Евро". Их штампуют по временным разрешениям, которые производителям продлевают уже не первый год. Доколе? На этот вопрос мы ответить не можем.

Пока только ВАЗ выпускает машины, удовлетворяющие действующим экологическим нормам. И то не все. Лишь те модели, часть из которых идет на экспорт - за границу с "нулевой" экологией не сунешься.

Требования Евро II строги: машина должна сохранять чистый выхлоп на протяжении всего заявленного заводом ресурса. Конечно, если владелец не пренебрегает своевременным обслуживанием, заменяет узлы и расходные материалы, записанные в сервисной книжке.

Остальные детали, не занесенные в список "расходников", должны работать исправно весь срок службы автомобиля. То есть, если, скажем, датчик системы управления двигателем вышел из строя, формально машина, показавшая "с новья" нормальные результаты, уже не соответствует требованиям Евро II.

Для новых моделей, проходящих сертификацию, Правилами ЕЭК ООН рекомендована контрольная проверка при 80 тыс. км пробега. Некоторые фирмы самостоятельно проводят подобные испытания, доказывая надежность и жизнестойкость своих машин.

На нашем тесте - автомобили с пробегами как значительно меньшими, так и заметно превышающими "пограничный". Но все сертифицированы и должны удовлетворять нормам Евро II.

ПЕРВИЧНЫЙ ОТБОР

Испытуемые - отечественные и импортные машины с нейтрализаторами. Все регулярно проходили обслуживание с соблюдением заводских требований.

Первый этап - "грубая" проверка четырехкомпонентным газоанализатором "Инфралайт" фирмы "Эко-Интех". Кстати, с помощью столь нелюбимого автолюбителями прибора можно провести первичную диагностику двигателя. Если содержание оксидов углерода (CO) в отработавших газах не превышает 0,05%, то с очень высокой вероятностью можно утверждать, что автомобиль исправен и уложится в Евро II. Если показатель больше - есть повод для беспокойства.

У нас тревоги не появилось: все подопытные показали удовлетворительные результаты (табл. 1). Обнадежило, что отечественные машины и иномарки выступили примерно одинаково. Количество вредных выбросов растет вместе с цифрами на одометре - это вполне естественно. Однако даже система нейтрализации 100-тысячников - солидного "Ниссана-Максима" и компактной "Мазды-323" продолжает стойко бороться с вредным выхлопом. Да и показатели далеко не нового VAZ 2111 порадовали.

ПАРТИЯ НА БАРАБАНАХ

И все-таки газоанализатор - не столь точный прибор, чтобы утверждать: автомобиль в полной мере выполняет требования Евро II. Как-то "переживают" нейтрализаторы отечественное топливо? Полномасштабное испытание - проверка на специальном стенде с беговыми барабанами, где при сертификации тестируют новые машины. В "камеру экологических пыток" отправили шестилетнюю "Хонду-Сивик" и новый VAZ 2112. Популярная как в лево-, так и праворульном исполнении "японка" с 1,4-литровым мотором - типичный для России "секонд-хэнд": пробег относительно небольшой, возраст - меньше пограничных для таможни семи лет, соответственно, невысокая цена. "Двенадцатая" - только что из магазина. Любому владельцу интересно, стоило ли платить за нейтрализатор и сопутствующую "музыку".

Все "формальности" соблюдены - машины остывали несколько часов, испытатель "едет" по виртуальному маршруту, строго выполняя указания компьютерного гида: сначала по городу, затем по шоссе (см. рисунок). Прибор, фиксирующий вредные выбросы, подключают лишь через 40 секунд после пуска мотора, когда нейтрализатор прогревается и начинает эффективно работать.

В требованиях Евро II для легковых автомобилей с бензиновыми моторами нормируют массу оксида углерода и сумму масс углеводородов и оксидов азота, выброшенных на километр пути. Предел СО до 2,2 г/км и CnHm+NOх до 0,5 г/км.

Первой к финишу приехала "Хонда". До Евро II машина немного не дотянула. Вроде бы, пробег невелик, но "японке", видимо, просто не повезло. Специалисты предположили, что уже несколько забиты соты нейтрализатора. Очевидно, российский бензин все-таки сделал свое грязное дело. Впрочем, рядовой потребитель и даже газоанализатор на линии инструментального контроля этого не заметят.

Вопреки мнению скептиков, VAZ 2112 уложился в действующие нормы с запасом. По словам сотрудников полигона, через пару тысяч километров, когда автомобиль обкатается, немного снизится СO, а СnHm+NOх полегчают в полтора-два раза. Кстати, по Правилам ЕЭК ООН производитель может повторно испытать автомобиль после 3000 км, но считается хорошим тоном, если нормы выполнены на первых километрах. "Двенадцатую" можно пустить в светское общество.

НА ВТОРОМ ДЫХАНИИ

Поводов для оваций отечественному автопрому пока немного. "Десятки" и "нивы", дружелюбные к уже изрядно загаженной природе, - лишь первые робкие шаги, а большинство автомобилей, сходящих с конвейеров российских заводов, не соответствуют ни Евро II, ни даже Евро I.

Впрочем, и остальные, оборудованные нейтрализаторами, в эксплуатации соответствуют Евро II лишь условно. Часто экологические показатели удается сохранить, только постоянно обновляя выходящие из строя датчики, исполнительные механизмы, приборы.

На иномарках системы управления намного надежнее. Увы, отечественный бензин атакует и иногда побеждает даже самую совершенную технику. Пример - неисправный нейтрализатор "Хонды". Пройдет совсем немного времени, и с "двенадцатой" может случиться такое же.

И все же главное, что показал наш тест: Евро II и Россия - "вещи совместные". Подержанные, но ухоженные иномарки, да и отечественные автомобили при должном обслуживании (и нормальных комплектующих!) с нейтрализаторами вполне жизнеспособны. И это по-настоящему радует.

Экология - проблема государственная. Правительство должно контролировать и одновременно стимулировать не только автопром, но и нефтяников, покупателей. Пора твердо встать на второй ступеньке Евро - скоро придется делать следующий шаг. Сигнал воздушной тревоги давно прозвучал!

Цикл, который проходит автомобиль на беговых барабанах для подтверждения экологических показателей Евро II.

ГОСТ 17.2.2.03-87 требует, чтобы у машин с нейтрализатором при эксплуатационной проверке содержание СО на холостом ходу не превышало 1%.

ФОТО / ИГОРЬ ТВЕРДУНОВ

Подпишитесь на «За рулем» в