Десятилетие имени федорова
ГОСАВТОИНСПЕКЦИЯ РОССИИ: ПОПЫТКА РЕТРОСПЕКТИВЫ
Да, наверное, глупо и наивно по личности руководителя судить обо всей организации. Тем более, если речь идет о службе, действующей на территории всей страны. Но куда денешься - "нашенская" привычка видеть в "начальстве" не просто штатную единицу, функцию, а нечто гораздо большее неискоренима. Может, кто и назовет это пережитком авторитаризма, но обывательское убеждение, что от руководителя зависит все и роль его определяющая, имеет под собой некоторое основание. А сомневающиеся пусть ответят, почему у наших чиновников вдруг возникают повальные увлечения то теннисом, то горными лыжами...
Так или иначе, соблазнительно поискать взаимосвязь между стилем и результатом руководства. Особенно применительно к автоинспекции, работа которой на виду у каждого автомобилиста. Есть и повод: бессменный руководитель ГАИ - ГИБДД, занимавший свой пост десять лет при пяти (!) министрах внутренних дел, ушел в отставку. В прошедшее десятилетие перемен, метаний, реформ, происходивших в стране, во главе автоинспекции стоял один человек. Куда вел он вверенное ему ведомство и к чему привел?
БАЛЛЫ, ШТРАФЫ, ЭВАКУАТОРЫ...
Обаятельный, с лукавыми морщинками вокруг глаз, коллекционер курительных трубок, которыми вальяжно дымит на рабочем месте, - образ "главного гаишника", в 1992 году возглавившего автоинспекцию России, никак не вязался с ожидаемым. Не прямолинейный милиционер, нет - интеллигентный, остроумный, располагающий к себе человек.
Едва вступив в должность, генерал-лейтенант удивил страну, проехав по ней инкогнито, дабы поймать нечистых на руку подчиненных. Было много шума. Хотя если трезво прикинуть: руководителю службы стало известно то, что знает в стране каждый автомобилист - немножко странная сенсация. И тем не менее, народ встрепенулся: неужели грядут перемены, неужели новый начальник наведет порядок, избавит нас от взяточников в милицейских погонах?
Перемены, действительно, не заставили себя ждать. И какие! Забытые было в конце восьмидесятых штрафные талоны возродились в начале 1993-го в виде временных разрешений. Снова водителей стали наказывать дважды за одно нарушение: штрафом и баллами. Опять в руках нечестных автоинспекторов появился мощный инструмент вымогательства взяток: за 15 баллов грозило лишение "прав" от трех месяцев до полугода и нарушители, чтобы избежать этого, готовы были раскошеливаться. И это решение инициировал человек, так убедительно говоривший о нарушениях в рядах ГАИ!
Кроме того, в КоАП РСФСР были внесены поправки, дающие в руки автоинспекции по сути дела неограниченные полномочия. Задержание автомобиля, изъятие удостоверений до уплаты штрафа, платные штраф-стоянки. Забыл водитель "права"? Его на полном основании можно выкинуть из машины, а ее забрать на коммерческую стоянку, пока не привезет документы. Услуги штраф-стоянки в Москве - тысяча рублей в сутки, да и в других городах мало не покажется. Жаловаться некому: деньги-то коммерсанты берут - бизнес это, рыночная политика у нас.
И пошло, и пошло... Началась мода на платные парковки. Автоинспекция, следуя распоряжениям местных властей, расцветила наши города знаками, запрещающими остановку. В 1994 году в демократической России узаконили "блатные номера". Так называемые федеральные регистрационные знаки давали индульгенцию практически на любое нарушение Правил. А потом ввели и милицейские синие. При этом в течение многих лет начальник Государственной автоинспекции выходил в рейд. Сам генерал, как рядовой постовой, его заместители стояли на дороге и "тормозили" машины с "мигалками", федеральными номерами и всякими хитрыми пропусками. Они, невзирая на лица и должности, ловили незаконных "льготников".
Противоречия, противоречия...
РЕВОЛЮЦИОННАЯ ЛИХОРАДКА
Вообще, все, что происходило десять лет в нашей автоинспекции, было не просто двойственным. Автомобильную жизнь страны трясло, как в лихорадке! Ужесточение требований приводило к произволу (или угрозе произвола) со стороны автоинспекции, что, в свою очередь, вело к протестам водителей. В советские времена все ограничилось бы разговорами на кухне или в гараже. В девяностые на борьбу с неразумными или нарушающими права автомобилистов решениями поднимались журналисты, юристы, политики. И добивались своего.
Надо отдать должное автоинспекции, она не упорствовала. Признала рукописные, не заверенные нотариусом доверенности на управление автомобилем, не противилась продаже автомобилей по договору в простой письменной форме, запретила техосмотр "на дороге", отменила принятые было талоны токсичности и многое другое, о чем сегодня, может быть, не вспоминают, но что существенно и безосновательно осложняло нашу жизнь. И это, пожалуй, лучшее свидетельство движения ГАИ к демократичности, чем показательные ежегодные рейды ее начальника. Да, за прошедшее десятилетие Государственная автоинспекция России сделала заметные шаги к правовому устройству, хотя, кажется, стремилась к противоположному.
В конце концов новый КоАП, принятый Госдумой, отменил и временные разрешения, и эвакуаторы, и изъятие "прав", и многое, многое другое, что предлагали поборники закручивания гаек. И вот сегодня сотрудник ДПС организует движение и останавливает нарушителей, решение же об их виновности принимает суд. И это действительно настоящая революция в работе Государственной автоинспекции. К ней самой, впрочем, имеющая очень мало отношения.
ВСЮДУ ДЕНЬГИ, ДЕНЬГИ, ДЕНЬГИ
На наших глазах произошел и еще один переворот. Его можно назвать коммерциализацией ГАИ. В общем-то, с наступлением рыночной экономики во всей стране деньги стали играть главную роль, все покупается и продается. Странно было бы ожидать иного от автоинспекции, сидящей на золотой жиле. Но такой размах... Долго перечислять общеизвестное смысла нет: можно купить "права" и медицинскую справку для их получения, в любом мало-мальски известном автосалоне приобрести регистрацию автомобиля, организовать "гаишное" сопровождение. А вот, пожалуй, самые масштабные решения: переименование в 1998 году ГАИ в ГИБДД, названное реформой (в чем она состояла, до сих пор никто не может толком объяснить). И введение инструментального технического осмотра.
Генерал Федоров рассказывал: суть реформы в том, что автоинспекторы станут помогать водителям. И эти благостные, но очень неконкретные намерения осуществлялись на совершенно конкретные и совсем не маленькие деньги. Что стало с намерениями - мы видим, а что с деньгами - догадываемся. Впрочем, поскольку вынуты не из нашего кармана, считать их не хочется. Зато техосмотр влетел в копеечку автомобилистам. Да, здесь тоже на словах все было правильно и разумно: состояние транспорта у нас - ни в какие ворота, надо за ним следить, контролировать. А "инструменталка" этому поможет. Результат: ТО - в руках неких фирм, взятки, отсутствие объективных результатов осмотра. Соответственно, никаких улучшений в техническом состоянии автомобилей.
ТИХИЙ САБОТАЖ
Коммерциализация автоинспекции происходила явно и ее собственными стараниями. Демократизация - в основном, вопреки ее воле. Зачастую, как это было, например, с временными разрешениями, ГИБДД подчинялась решению Верховного суда. И в этом, вероятно, ответ на вопрос о том, что случилось в 2002 году. Произошел грандиозный (хотя, может быть, на первый взгляд незаметный) провал в деятельности автоинспекции и безопасности дорожного движения. Все началось с принятия зимой прошлого года главы 12 Кодекса об административных нарушениях РФ.
Да, специалисты ГИБДД и Минтранса явно переборщили в своих попытках вернуть новый КоАП во времена авторитаризма, предлагая в рассматриваемый Думой кодекс возврат баллов, эвакуаторов и прочие "прелести". В нынешнее время эти решения пройти не могли. И не прошли. Что само по себе, конечно, хорошо. Плохо другое: из стройного, взаимоувязанного документа вырвали куски. И он стал противоречивым, трудноисполнимым, нелогичным (о чем ЗР писал не раз).
Наверное, наиболее существенным недостатком нового кодекса стало отсутствие действенного механизма наказания нарушителей. Да, при старом кодексе этот механизм был бесконечно далек от нормального, правового.
Дисциплинированность водителей основывалась не на строгости и исполнимости Закона, а... на мздоимстве автоинспекторов. Главным рычагом оплаты штрафа было изъятие, по сути, в залог, "прав". В задержании водительских удостоверений одинаково не заинтересованы были и автомобилисты, и инспекторы, которые, к обоюдному удовольствию, "договаривались". Водители худо-бедно соблюдали Правила, материально заинтересованная автоинспекция ловила нарушителей.
И вдруг пусть и негодное, но более-менее устойчивое равновесие было нарушено. Как сегодня заставить водителя платить штраф - неизвестно. А главное, непонятно, какой смысл инспектору останавливать нарушителей. Тем более, не продумана ни доказательная база нарушений, ни система рассмотрения дел о нарушении Правил в суде. Что делать в такой ситуации ГАИ? По логике вещей - срочно ликвидировать образовавшиеся пробелы и противоречия в законодательстве, разработать новую методику работы сотрудников ДПС. Имея серьезный научный центр, выходы в правительство и Думу, это не так уж проблематично.
Вместо этого Госавтоинспекция предпочла... саботаж! Без всякой на то необходимости начальник ГУ ГИБДД запретил взимать штрафы на месте, хотя законодательство этого не требовало (до 1 МРОТ - пожалуйста!). И получилось, что наказать даже мелкого нарушителя можно только по протоколу. Писать полчаса бумагу, по которой водитель, может, еще и платить потом не будет, патрульным не хочется. А денег "на месте" им никто не предлагает. Вот и стала автоинспекция смотреть на нарушителей сквозь пальцы. У водителей, подстрекаемых иными СМИ и самой ситуацией на дороге, появилось чувство полной безнаказанности. Все это привело к провалу в безопасности движения. Впервые в истории Российской Федерации количество аварий за год настолько подскочило - сразу на двенадцать процентов!
Год 2003-й начинается снова с ГАИ, но уже без генерал-лейтенанта милиции Федорова во главе ее. Итог прошедшего бурного десятилетия автомобилизации подвести очень не просто. Все мы, и водители, и автоинспекция, стали другими, изменилась и страна. Вместо полного слепого подчинения человеку в милицейских погонах - недисциплинированность на дорогах. Вместо декларируемого взаимопонимания автомобилистов и ГАИ - противостояние, победу в котором одержать невозможно (что и показал, в частности, новый КоАП, в результате борьбы ставший похожим на лоскутное одеяло). Вместо власти Закона - главенство денег. И, несмотря ни на что - заметные шаги к демократизации взаимоотношений на российских дорогах.
Есть ли во всем этом заслуга или, наоборот, вина человека, десятилетие возглавлявшего Государственную автоинспекцию? Вопрос неправомерен. Да и так ли уж важно понять роль в происходящем конкретного лица... Главное, наверное, в другом: нынешняя ГАИ - на пороге перемен не только из-за смены руководителя. Наша жизнь изменилась, и нужно, чтобы организация дорожного движения соответствовала ей. А еще лучше, направляла ее. И это - уже задача автоинспекции и ее нового начальника на будущее.
БЕССМЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ ГАИ - ГИБДД, ЗАНИМАВШИЙ СВОЙ ПОСТ ДЕСЯТЬ ЛЕТ ПРИ ПЯТИ (!) МИНИСТРАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ,
ТЕКСТ / ЕЛЕНА ВАРШАВСКАЯ
ФОТО / КОНСТАНТИН ЯКУБОВ