Шестое чувство
"СИТРОЕН-С3" ПОЛУЧИЛ АВТОМАТИЧЕСКУЮ КОРОБКУ ПЕРЕДАЧ
И вот в дополнение к привычным всем механической и автоматической коробкам передач у С3 появилась коробка-робот (механика под управлением электроники) с интригующим названием "СенсоДрайв" (SensoDrive), в котором возвышенное латинское senso - восприятие, чувство - магически переплелось с лаконичным английским drive - вождением автомобиля.
Новыми коробками передач комплектуют только шестнадцатиклапанные двигатели объемом 1,6 л и мощностью 110 л. с. Их устанавливают лишь на самые дорогие С3, оснащенные антиблокировочной системой тормозов и системой стабилизации движения (ESP), датчики которых задействованы при принятии решений электронной системой управления.
Что получает счастливый обладатель "СенсоДрайва"?
Во-первых, возможность выбора автоматического или ручного режимов. Это весьма ценное качество. В городе с его пробками и плотным транспортным потоком удобнее пользоваться "автоматом", сконцентрировав внимание на сигналах светофора, выбегающих на проезжую часть детях, растерявшихся пешеходах. Автоматический режим поможет новичку быстрее освоиться за рулем, простит ошибки неопытному водителю. Со своей стороны, ручное управление обеспечит вам полный контроль над переключением передач и поведением автомобиля на дороге.
Во-вторых, "СенсоДрайв" избавит водителя от постоянной работы левой ногой с педалью сцепления. К слову, селектор передач, находясь на привычном месте, лишился механической связи с коробкой и по сути превратился в джойстик. Наконец, в-третьих, электронное управление трансмиссией помогает сэкономить топливо. По данным завода, при смешанном цикле езды в автоматическом режиме расход уменьшается в среднем на 0,2 л на каждую сотню километров.
В САЛОНЕ
Самая заметная перемена - исчезновение педали сцепления и появление под рулем двух рычажков. Тот, что под правой рукой, служит для последовательного включения скоростей по восходящей, под левой - для переключения по нисходящей. Кроме того, в нижней части вмонтированной в руль подушки безопасности есть две кнопки. При движении на высшей передаче они выполняют функции круиз-контроля, позволяя увеличивать и уменьшать задаваемую скорость движения.
Возле привычного на вид напольного селектора передач выросла кнопка включения и отключения автоматического режима работы трансмиссии. На набалдашнике селектора вместо "карты" включения передач появились скупые обозначения "+", "-" и "з. х.". Перемещение псевдорычага в крайнее правое положение соответствует "нейтральной".
ДОРОЖНЫЙ ЭМПИРИЗМ
Конечно, первое, что хочется проверить, сев за руль роботизированного С3, как он будет за тебя "думать", как станет включать сцепление, переходить с одной передачи на другую, не заглохнет ли при троганье с места на подъеме. И поэтому я выбираю автоматический режим. Но прежде нужно завести мотор. А значит, обязательно нажать на тормоз, иначе двигатель не запустится, и только потом коснуться кнопки за селектором, которая тут же подсветится красным огоньком, а на щитке приборов появится цифра "1": включена первая передача. Можно ехать.
Троганье с места проходит ровно, без рывков. Я никуда не тороплюсь и с любопытством наблюдаю за поведением С3. "СенсоДрайв" также спокойно в зоне 2000 об/мин перешел на вторую, третью... и вот красный симпатяга едет на пятой. Притормаживаю и вновь плавно нажимаю на акселератор. На приборах вырисовывается цифра "3", и вновь начинается разгон.
У светофора остановка. "Сенсо" выбирает "первую" и ждет сигнала. Из любопытства резко давлю на газ и спиной, вжатой в кресло, ощущаю, что "Ситроен" понял мои намерения. Мотор раскручивается до 6000 об/мин, и только затем включается "вторая". Машина вырывается вперед, оставив позади соперников. Но какие в городе гонки?
Оторвавшись, я успокаиваюсь на скорости 65 км/ч, робот переходит на IV, но V не включает. Пятерка появится на экране, когда я перейду рубеж 70 км/ч. Примечательно, что под сброс газа трансмиссия работает на замедление и четвертая включится снова, когда скорость упадет до 50 км/ч. Кроме того, при наборе скорости совершенно отчетливо прослушивался "сброс газа" при переходе на высшую передачу, а также есть небольшая перегазовка при переходе на низшую.
Задаю задачку посложнее. Останавливаюсь. На табло возникает цифра "1", но с места трогаться не собираюсь. Интересно, хватит ли у "СенсоДрайв" "ума" не мучить сцепление, а перейти на "нейтралку"? Минута, вторая, третья... Есть! Единицу сменила латинская N. Молодец, "Сенсо"! Но стоило коснуться "газа" - на приборах высвечивается "1". Машина готова сорваться с места.
В ручном режиме все происходит точно так же, с той небольшой разницей, что переход с передачи на передачу требует нажатия подрулевых рычажков. То же самое можно проделать, толкая напольный рычаг-джойстик вперед для включения передач по нарастающей и назад, чтобы включить низшие. Каждый раз мотор раскручивается до необходимых оборотов, чтобы переход был плавным - без рывков и насилия над коробкой и сцеплением.
Единственное, чего сразу не смог "сообразить" робот "СенсоДрайв" - когда мне нужно было включить задний ход при парковке. Пришлось подсказать. Для этого нужно было обязательно нажать на тормоз и, не отпуская педали, отвести селектор вправо-назад. Точно так, как мы привыкли делать на обычной "механике".
Приятно, когда другой человек тебя понимает. Но когда тебя понимает и предугадывает твои желания роботизированная коробка передач, пусть и с красивым названием "СенсоДрайв", - тут попахивает мистикой.
Искусственная интуиция? Шестое чувство у автомобиля? Знаете, это уж слишком!
"СенсоДрайв" заявляет о себе подрулевыми переключателями передач и кнопками круиз-контроля на руле.
Рычаг КП превратился в джойстик.
1 - электронный блок КП;
2 - устройство управления сцеплением;
3 - устройство переключения передач;
4 - датчик оборотов первичного вала КП.
ЭБКП - электронный блок контрольных приборов;
ЭБД - электронный блок двигателя;
АБС - электронный блок АБС.