«ока» в спортивном обличье

«ОКА» В СПОРТИВНОМ ОБЛИЧЬЕ

КАК ПРЕВРАТИТЬ "НАРОДНЫЙ" В ДЕТСКИЙ

А вот при чем. Помимо специфических спортивных атрибутов, служащих безопасности, остальной набор переделок вполне сопоставим с тюнинговым - жесткие технические требования ограничивают вмешательство в конструкцию серийной "Оки". Вторая объединяющая черта - цена. Такой "болид" стоит 3,5-5 тыс. долларов. Причем хватает и на приобретение автомобиля, и на комплектующие, и на оплату работ по их установке. Согласитесь, в иное "зубило", "десятку" или иномарку зачастую вкладывают куда больше! И, наконец, аргумент, далекий от материальных сфер. Господа взрослые, есть ли вообще смысл превращать в суперкар личное авто, а обычные дороги в полигон для демонстрации его возможностей? Может, лучше найти иное применение зуду совершенствования серийных машин - сделать подарок собственному ребенку?

Полное название представленного здесь автомобиля - "Ока-Юниор", участвовать на нем в соревнованиях можно уже с 12 лет. В нашей стране это самый доступный путь приобщения мальчишек и девчонок к настоящим гонкам (кольцу, кроссу, ралли-кроссу, треку), причем с бюджетом, сопоставимым с расходами на тюнинг. Давайте же познакомимся с техникой, которую мы можем предложить подрастающему поколению. Хотя бы из любопытства, а там видно будет. Договорились?

МАЛЮТКА ДЛЯ АСФАЛЬТА

Начнем с "Оки" кольцевой, а о модификациях для других дисциплин спорта поговорим чуть позже.

Под капотом минимум нестандартных деталей. Бросаются в глаза иной модуль зажигания (он надежнее штатного) и воздухофильтр с пониженным сопротивлением потоку. Карбюратор стандартный, изменены лишь сечения жиклеров, а вот дорабатывать диффузоры запрещают технические требования. Допускается установка карбюраторов "Солекс" от вазовских "восьмерок", однако корифеи утверждают, что особых преимуществ перед хорошо настроенным штатным такая замена не дает. Из того, что не видно на фото, выделим следующее. Разрешается растачивать цилиндры до ремонтного размера (разумеется, их рабочий объем не должен превышать 750 смз), применять оригинальные поршни и кольца, дорабатывать клапаны и их направляющие втулки. Но особенность мотора "Оки" в том, что не все разрешенное имеет смысл воплощать в жизнь. Самую большую прибавку резвости дают тщательная сборка двигателя и подбор комплектующих. Скажем, весьма заметен эффект от установки "фирменных" подшипников уравновешивающих валов вместо штатных. Выпускная система, разумеется, прямоточная - на конкретном автомобиле к серийной приемной трубе пристыкован фрагмент "восьмерочного" выпуска с пробитым резонатором.

Коробка передач - стандартная синхронизированная, четырехступенчатая. Набор шестерен менять нельзя, допускается лишь установка "короткой" или "длинной" главной пары (всего два варианта). Зато нет ограничений по сцеплению - не возбраняется подобрать импортный комплект или использовать отдельные его элементы. Слабым местом спортивной "Оки" оказались приводы ведущих колес. Поэтому способ крепления и валы должны быть такими же, как на серийных машинах; что касается шарниров равных угловых скоростей - возможны варианты.

Подвеска почти стандартная - никаких коренных изменений. Заменить можно лишь пружины и амортизаторы. В нашем случае установлены подрезанные штатные пружины и амортизаторы "Протек" (доработанные питерские "Плаза").

Тормозная система, как говорят спортсмены, - "голый стандарт". Единственное послабление - разрешен подбор передних и задних колодок.

Наиболее существенным изменениям подвергают кузов. Из салона убирают обивки, сиденья, ковры, мастику с пола. В общем - все лишнее и тяжелое. Потом монтируют каркас безопасности, гоночное сиденье, четырехточечные ремни, огнетушитель; устанавливают площадку для левой ноги, спортивные накладки на педали, выключатель "массы" (им можно воспользоваться и снаружи, и из салона). Место штатной комбинации приборов занимают тахометр и указатель температуры охлаждающей жидкости.

Помимо этого, в отдельных местах кузов усиливают дополнительной сваркой, монтируют специальные замки капота и багажника, дорабатывают передние и задние колесные ниши. Последнее нужно для размещения покрышек "Бриджстоун-RE720" размерностью 175/50R13 (именно их разрешено использовать на "кольце"). Кстати, большие 13-дюймовые колеса устанавливают на длинные шпильки через переходные шайбы, тем самым расширяя колею. Вот, собственно, и все.

НА КРОСС? НЕТ ПРОБЛЕМ!

Модификации "Оки-Юниор" для других видов спорта отличаются от описанной незначительно. Например, кроссовая машина - упрощенной светотехникой, мощной защитой картера, другими (более высокими) пружинами, амортизаторами и зубастыми покрышками. Как видите, детский гоночный автомобиль достаточно прост и не втягивает владельца в состязание передовых технологий. Зато он надежен и как нельзя лучше подходит для совершенствования водительского мастерства ценой минимальных финансовых затрат.

Каюсь, в ходе знакомства с автомобилем не удержался от пробной поездки по кроссовой трассе. Взрослому дяде было невтерпеж познать ощущения юниора, да и азартные состязания мальчишек перед фотокамерой оказались слишком заразительными.

Знаете, "Ока" лишь кажется игрушечной и несерьезной. А на деле - это настоящий и достаточно быстрый гоночный автомобиль. Судя по времени прохождения круга, на кроссовой трассе юниорская машинка почти не отстает от "восьмерок".

Из особенностей автомобиля хотелось бы подробнее остановиться лишь на двух. Первая - каждый лишний килограмм сказывается на ездовых качествах. Масса подготовленной для гонок "Оки" - 650-660 кг, мощность двигателя - 35 л. с. Моторчик чувствителен к нагрузке - при прочих равных у молодого пилота массой 40 кг должно быть больше шансов, чем у его соперника под 60 кг. Второй нюанс связан с коробкой передач. Чувствуется, что стандартный ряд неоптимален для спортивных трасс. Скажем, на той же кроссовой пользуешься только достаточно "длинной" второй передачей. На третьей автомобиль, как говорится, не едет. А уж до четвертой дело совсем не доходит - будто ее и нет. По существу, заезд состоит из одного переключения. Тронулся с места на первой, включил вторую, а далее, словно с "автоматом" - нагружаешь только двигатель. Думаю, на начальной стадии обучения гоночным навыкам это даже хорошо - молодому пилоту будет проще сосредоточиться на процессе управления. А вот по мере роста мастерства преимущество породит проблему - гонщик должен уметь пользоваться всеми передачами и педалью сцепления. Да и автомобиль сможет поехать быстрее, если задействовать все резервы трансмиссии.

А теперь вернемся к финансам. Есть ли у "Оки-Юниор" будущее? Думаю, есть. При относительно небольшой стоимости машины и ее обслуживания основной статьей расходов становятся стартовые взносы и переезды с одной трассы на другую. Но ведь принимать участие во всех соревнованиях не обязательно... Родители, делайте выводы!

Серийный модуль зажигания уступил место более надежному.

Рабочее место пилота: спортивные накладки на педали и ничего лишнего.

Вместо штатного фильтра установлен спортивный с низким сопротивлением воздушному потоку.

Огнетушитель - непременный атрибут гоночного автомобиля.

Вместо штатных приборов - тахометр и указатель температуры двигателя.

Сиденье-лодочка от ОМР и спортивные ремни безопасности.

Шлем, перчатки - все как у взрослых.

Салон гоночной "Оки". Красные трубы - каркас безопасности.

ФОТО / КОНСТАНТИН ЯКУБОВ

Подпишитесь на «За рулем» в