Круиз по спирали
Первая половина девяностых... Время больших надежд и грандиозных проектов. Один из них - производство шикарных автобусов (ни много ни мало, по лицензии "Мерседеса") в Подмосковье. Программа в 2500-3000 автобусов в год осталась на бумаге, тем не менее "мерседесы" по-голицынски увидели свет. Туристическую модель О303 ГолАЗ освоил, под собственной маркой понемногу выпускает городские и пригородные машины (ЗР, 1999, № 12; 2000, № 4; 2001, № 2). Увы, первенцу суждена была недолгая жизнь - вместо дорогого "триста третьего" потребитель обычно выбирал автобус "секонд-хэнд".
Сегодня у завода есть новый хозяин ("Русавтопром"); есть ноу-хау (немецкая технология и оборудование со всей Европы); есть конструкторская служба. И вот, опираясь на накопленный опыт, ГолАЗ диалектически вернулся к истокам: представил большой междугородный "Круиз".
Автобус - "собрание сочинений", причем разноязычное, нескольких производителей. По такому пути идут многие фирмы. Оригинальный кузов разработан в России. Молодых стилистов в плагиате не обвинишь: у машины свежее, запоминающееся "лицо". Основа заложена прочная - кузов изготовлен по немецким технологиям, ресурс до сквозной коррозии - не менее 12 лет. В лайнере - кондиционер, современные аудио- и видеосистемы, туалет. Устроившись в удобном кресле, хочется отвлечься от повседневных забот и катить куда-нибудь в теплые края. Но... над шумоизоляцией еще предстоит поработать. Породистый "мерседесовский" мотор излишне басит, заглушая голоса пассажиров на задних сиденьях.
Родом из Германии и коробка передач. Впрочем, планировка моторного отсека предусматривает также иные силовые агрегаты. Зачем такая универсальность? Чтобы на одной основе делать несколько моделей. Первый и пока единственный "Круиз" оснащен по высшему разряду - возможно, на это намекает россыпь звезд на передней двери. Следующим будет относительно малобюджетный вариант. Предусмотрен не только простой салон, но и агрегаты не столь именитых производителей.
ГолАЗ готов еще более удешевить конструкцию, предусмотрев, в частности, рессорную заднюю подвеску. Гамму новых машин откроет лайнер, на котором не стыдно подвезти туристов не только к Большому, но и Ла Скала, а завершит "челнок", в багажных отсеках которого самое место клетчатым сумкам...
Но и флагман не должен стоить заоблачных денег, а потому для него закупают, например, югославские мосты и рулевое управление, изготовленные по лицензиям "Мерседес-Бенц" и ZF. Итог таков: нынешний ГолАЗ-5290 в богатом исполнении стоит 150 тыс. долларов; зарубежные аналоги - около 250 тысяч. Кстати, цена местного О303 располагалась между этими суммами, то есть диалектическую спираль на ГолАЗе закрутили в верном направлении...
ГОЛАЗ-5290 "КРУИЗ"
ОБЩИЕ ДАННЫЕ: число мест - 44+1; полная масса - 17 600 кг; максимальная скорость - 120 км/ч. РАЗМЕРЫ: габарит (длина, ширина, высота) - 12500х2500х3700 мм; база - 6330 мм; объем багажных отсеков - 12 мз; дорожный просвет - 180 мм; радиус поворота габаритный - 11,35 м. ДВИГАТЕЛЬ: дизельный V-образный восьмицилиндровый, расположен в заднем свесе; модель - "Мерседес-Бенц ОМ422"; рабочий объем - 14,6 л; мощность - 280 кВт/381 л. с. при 2100 об/мин; крутящий момент - 1700 Н.м при 1100 об/мин. ТРАНСМИССИЯ: привод на задние колеса; коробка передач - механическая шестиступенчатая. ПОДВЕСКА: пневматическая. ТОРМОЗА: барабанные, с АБС "Кнорр".
"Круиз" симпатичен не только "лицом", но и... задними фонариками с секциями "поворотников" в каждом. Циферблаты и руль в дереве - дань "шестисотым" традициям?
ФОТО / АНТОН ЧУЙКИН