Ахтунг! в воздухе "лупо"!
САМОЛЕТ С АВТОМОБИЛЬНЫМ "СЕРДЦЕМ"
Недавно (ЗР, 2000, № 12) мы писали о самолетике с бензиновым двигателем "Смарт", теперь летательный аппарат оснастили турбодизелем от "Фольксвагена-Лупо", самого экономичного - "трехлитрового". Мотор адаптировали к высотной службе студенты техникума автомобильной и авиационной техники в Мюнхене. Выбор на мотор от "Лупо" пал не случайно: его масса - 53 кг - вполне сопоставима с массой обычных для мотодельтапланов "двухтактников". Еще одно преимущество турбодизеля совершенно не использовали на земле - его мощность не падает с набором высоты, по крайней мере, до 4000 метров. А ведь бензиновые моторы на такой высоте теряли до 37% силенок. Кроме того, оказалось, что "фольксвагеновский" дизель без вреда для себя переносит заправку "реактивным" керосином, что для авиаторов очень удобно. Более того, на "самолетном" топливе мощность и крутящий момент даже больше, так что при взлете 70-сильный дизелек развивает 90 л. с. Правда, изрядно повозились с программой контроллера; ведь она была рассчитана на работу с коробкой передач, а в самолете ее нет.
После двух лет работы двухместный самолетик резво и почти бесшумно пробежал по аэродрому и легко взмыл в воздух. Настала пора мерить расход топлива. Конечно, преодолеть 100 км по воздуху на трех литрах не удалось. Но в шесть литров керосина, солярки или "биодизеля" (топлива на основе растительного масла - пробовали летать "на всем, что горит") уложились. Согласитесь, весьма неплохой результат. Но больше всего радовались первому полету экологи: двигатель, выполняющий автомобильные нормы Евро III, - самый "чистый" в истории авиации поршневой агрегат!
Сегодня летают и другие дизели - например, на "Пайпере-РА-28" и "Сессне-С172". Их 1,7-литровый двигатель выпущен авиаторами - фирмой "Тилерт Эйркрафт Энжинс", на треть снижает затраты на топливо, но по чистоте и бесшумности за мотором "Лупо" ему не угнаться.
За "штурвалом" руководитель проекта Роберт Майр.
Пропеллер хорошо прижился на автомобильном "сердце".