Ремонт со взломом

РЕМОНТ СО ВЗЛОМОМ

ВМЕСТО ИЗНОШЕННОГО - ТРЕСНУТЫЙ

Тормоза тяжелых грузовиков долго оставались барабанными. Но фирма "Кнорр-Бремзе" еще с 1969 года работала над дисковым механизмом для больших коммерческих машин. С развитием систем стабилизации от барабанных тормозов приходится окончательно отказываться; они малопригодны для управления электроникой.

Современный тормоз "Кнорр" для грузовиков включает вентилируемый, так называемый "зубчатый диск с промежуточными элементами". В отличие от механизмов легковых автомобилей, диск на тягачах ДАФ серий CF и XF не крепится жестко к ступице, а надет на нее свободно. Проворачиванию препятствуют те самые промежуточные элементы, по сути - шпонки, вставленные между наружными зубьями ступицы и внутренними - тормозного диска. Шпонки фиксируют стопорным кольцом.

Диск немного перемещается по ступице в осевом и радиальном направлениях. Благодаря тепловым зазорам значительно увеличены ресурс детали и ее стойкость к перегреву. Но даже самый стойкий диск все же приходится менять. Казалось бы, что может быть проще: снял кольцо, вынул шпонки... Но мало того, что диск не позволяет снять суппорт - для его демонтажа придется разбирать планетарный редуктор задних ступиц!

Решение, найденное фирмой "Кнорр-Бремзе", ординарным не назовешь: перед заменой диск... ломают на два сегмента. Для этого достаточно вложить на место колодок специальные стальные пластины с призмами и "с душой" надавить на педаль тормоза. Усилие в 20 тонн легко раскалывает диск сначала в одном, затем в другом месте. Теперь половинки легко удалить, а на их место установить новый диск... предварительно расколотый на заводе. Места излома идеально подогнаны и после стяжки половинок диска двумя специальными болтами обнаружить "изъян" почти невозможно. Составной диск ничуть не уступает цельному, установленному при сборке автомобиля на заводе. Зато при замене ремонтники экономят пять нормо-часов, каждый из которых стоит очень недешево.

Так выглядит новый диск перед установкой. Половинки соединяют двумя болтами, вворачиваемыми в ребра охлаждения.

Алгоритм демонтажа диска: вынув тормозные колодки I, на их место вставляют пластины с призмами II, диск дважды раскалывают, половинки сдвигают вдоль ступицы и удаляют III.

Подпишитесь на «За рулем» в