Погромче или получше?
РАЗЛИЧАЕМ УСИЛИТЕЛИ
Лидер думской фракции, призывающий к новым реформам под своим флагом, шансонье из заштатной забегаловки, вцепившийся в микрофон, инспектор, приглашающий остановиться на обочине и проследовать в машину ДПС, - все они "подают себя" с помощью мощных усилителей звука. Вот об усилителях и поговорим.
ДЕЦИБЕЛЫ, КАЧЕСТВО И УШИ
Вообще говоря, странная у них судьба. На отсутствие популярности среди любителей автомузыки усилителям грех жаловаться, хотя об истинном их призвании догадываются единицы. Виноваты в этом как раз упомянутые выше мегафоны и "матюгальники", а также сам термин - "усилитель": мол, чего ж от него желать, если не оглушительной громкости? Между тем настоящий усилитель может подарить куда более ценное - качество звучания! Выдать на-гора от сорока и далее ватт на канал может даже самый дешевенький - зачем же тогда дорогие?
Мы не раз подчеркивали: оценку качеству звучания выставляют сегодня не только показания приборов, но и эксперты с "тренированными" ушами. Более того, определяющую роль играет именно человек - он в состоянии отметить "естественность" звучания, оценить "провал клавишных инструментов" и т. п. - никакими цифрами это не выразить. Разработчики прекрасно это знают, но они тоже люди: каждый ищет свой собственный путь к "правильному" звуку. И простым применением стандартной микросхемы здесь не обойтись.
Действительно, замахнувшись на дорогое головное устройство (ЗР, 2003, № 2), мы решили ряд сервисных проблем, оставив звук как бы "на потом". Даже самые престижные "головы" обычно содержат в своих недрах довольно скромные усилители мощности. Поэтому, несмотря на солидные паспортные данные, их реальная выходная мощность обычно составляет менее 20 Вт на канал при уровне искажений в единицы процентов. Так вот, чтобы снизить искажения, повысить мощность и ублажить экспертное ухо, как раз и нужны внешние усилители - с раздельными источниками питания по каналам, развитыми разделительными фильтрами (кроссоверами) и прочими достоинствами.
Любой усилитель, в отличие от "головы", гарантированно выдаст вам мощность, превышающую паспортную. При этом, как правило, он легко воспримет нагрузку с сопротивлением менее 4 Ом - повышенными токами его не испугаешь. Понятно, что при этом ему приходится рассеивать изрядное тепло, для чего предусмотрены мощные радиаторы, а в ряде случаев - и вентиляторы. Встречается и экзотика с водяным охлаждением.
О качестве усилителя весьма достоверно говорит его цена - знатоки обычно оценивают ее в "долларах на канал". Начальный диапазон подобной оценки - примерно 50 долларов за канал. Конечно, есть и более дешевые модели, но сегодня речь не о них. К тому же даже за эти деньги мы приобретем лишь "бюджетный вариант", что, впрочем, совсем не оскорбительно. Еще лет пять назад усилители этой группы не имели тех "наворотов", которые появились сегодня, - взять хотя бы так называемые плавные фильтры, басовые эквалайзеры и т. п. Однако при покупке пары для выбранной нами "головы" хорошо бы заглянуть в более дорогую ценовую категорию. При этом вполне допустимо "кровосмешение" - брэнды усилителя и "головы" не обязаны совпадать.
ПОД СТАТЬ "ГОЛОВЕ"
При цене усилителя 50-100 долларов за канал мы вправе рассчитывать на интересные схемотехнические решения. Раздельные блоки питания максимально снизят уровень влияния одного канала на другой, плавные регулировки фазы помогут выстроить правильную звуковую сцену, а хитрые фильтры с активным делением частот скорректируют сигнал в нужной полосе. Кроме того - и это самое важное - субъективно эти аппараты звучат лучше! Из конкретных моделей отметим американские "Пи-Пи-Ай" (PPI) - четырехканальный 4240 стоит примерно 250 долларов, а пятиканальный 5440 - около 350. Шведский "Дэ-Эл-Эс" (DLS) модели 450 обойдется примерно в 320 долларов. А из "продвинутых" брэндов вспомним, например, "Алпайн" - усилитель V12 407 стоит примерно 400 долларов. А при желании можно залезть и в диапазон "до 200 долларов за канал"... Дороговато, конечно, но после предварительной подготовки на предыдущих "уровнях" уже не так и страшно. Отметим здесь DLS за 650 долларов, шестиканальный "Пауэр Ампер" (Рower Amper) модели QA200 за 800 долларов, а также "россыпь" различных моделей "Аудисон" (Audison) VRX от 600 до 1200 долларов. Вам гарантированы минимальное проникновение из канала в канал, максимальное соотношение сигнал/шум, высокая крутизна фильтров и общее качество звучания...
Впрочем, честно говоря, это самое качество смогут оценить не все - по крайней мере, сразу. Поэтому, прежде чем расстаться с суммой, достойной уважения, настоятельно рекомендуем посетить какой-нибудь фирменный магазин или установочный центр, чтобы послушать несколько фонограмм с разными усилителями. Если разница в звучании усилителей разных ценовых групп покажется вам очевидной, тогда думать нечего, если же нет, то куда разумнее вложить сэкономленные деньги в приобретение акустики - только там имеет смысл "выложиться на всю катушку". А дорогие усилители могут и подождать.
Кстати, насчет цены: при случае присмотритесь к новинке - итальянскому процессору-кроссоверу "Альтомобиле". Похоже, что при ожидаемой стоимости 350 долларов эта "игрушка" может приятно удивить своим набором возможностей, ставящим ее в один ряд с нынешними "четырехзначными" грандами.
А об акустике поговорим в следующий раз.
Модель KS-AX 6500 от "Джей-Ви-Си" - это четырехканальный усилитель мощности. Из "наворотов" отметим преобразователь напряжения питания на полевых транзисторах, перестраиваемый разделительный фильтр и возможность регулировки уровня входного сигнала от 0,15 до 3 В, а также позолоченные разъемы и гнезда. Максимальная выходная мощность - 140 Вт на канал, сопротивление нагрузки - от 2 до 8 Ом. Предусмотрены защиты от перегрева, перегрузки, короткого замыкания. Цена - около 205 долларов.
Модель MRV-F540 от "Алпайн" обеспечивает максимальную мощность 4 по 150 Вт или 2 по 350 при мостовом включении. Отношение сигнал/шум - 105 дБ. Блок питания - с преобразователем на полевых транзисторах. Четырехвольтовый вход обеспечит надежную защиту от наводок, если, конечно, у нашей "головы" имеется высоковольтный выход. Выводы питания - увеличенные, с позолотой. Органы управления на верхней панели. Цена - примерно 430 долларов.
Модель АРА4300НХ от "Кларион" может "выдать" до 150 Вт на канал. При номинальной же мощности уровень искажений составляет 0,002%. Частотный диапазон - от 5 Гц до 50 кГц. Соотношение сигнал/шум - 112 дБ. Каждый канал имеет фильтры, перестраиваемые в диапазоне от 50 до 200 Гц. Гарантируется стабильная работа при нагрузках до 1 Ом. Есть защита от перегрева и коротких замыканий на выходе. Четыре дисплея расскажут про потребляемый ток, температуру, напряжение в бортсети и т. п. Стоимость усилителя - примерно 620 долларов.
"Золотой Феникс", он же - Phoenix Gold Ti500.4. Обеспечены бесшумное включение и выключение аппарата - щелчков в акустике не будет. Номинальная мощность - 4 по 75 Вт, максимальная - 4 по 150. Допускается работа на нагрузке 1 Ом. Имеются система "подъема баса", регулируемые фильтры и автоматическая калибровка тока выходных каскадов в зависимости от нагрузки. Предусмотрено принудительное охлаждение транзисторов выходного каскада. Стоит "Феникс" примерно 800 долларов.
ТЕКСТ / АЛЕКСАНДР ПЕНЬКОВ