Проекты века: лестница в небо
5 место
Мост через Керченский пролив
Самый дешевый вариант моста через Керченский пролив оценивается в 240 млн. долл., самый дорогой – в 900 млн.
После распада Советского Союза о необходимости постройки моста через Керченский пролив неоднократно заявляли и российские, и украинские политики. В принципе, нет ничего невозможного, ведь ширина пролива всего 4 км! Тем более что однажды такая попытка уже предпринималась – немцами, в 1943–1944 гг. Сегодня существует несколько проектов моста длиной 4,5 км. Главная проблема здесь не инженерная, а экономическая. Пока грузовые и пассажирские потоки между Крымом и Кубанью невелики, для них вполне хватает парома. А если так, то зачем городить мост? Тем более что отношения между Россией и Украиной то теплеют, то снова становятся прохладными…
4 место
Туннель под Татарским проливом
Во сколько может обойтись строительство туннеля до Сахалина, неизвестно. Неясна и его экономическая целесообразность. Пока с грузопотоками справляются паромы и авиация, но погода здесь часто бывает и нелетной, и несудоходной…
Его начали строить по приказу Сталина, чтобы соединить остров Сахалин с материком. Протяженность самого туннеля от мыса Погиби на Сахалине до мыса Лазарева на материке должна была составить около 10 км (выбрали наиболее узкий участок пролива), но требовалось протянуть еще около 600 км железных и автомобильных дорог для подхода к туннелю. Строительство забросили после смерти вождя, но время от времени политики разного ранга возвращаются к этой идее. Так, в будущем году РЖД якобы инициирует проектные работы для сооружения современного туннеля длиной 12,5 км. Стоимость строительства неизвестна даже приблизительно. Но в стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока на период до 2025 года проект туннельного (мостового) перехода с Сахалина на материк значится!
3 место
Мост на Сахалин
Относительно новое предложение – построить через Татарский пролив мост длиной 17 км, а к нему подвести новые железнодорожные пути от Комсомольска-на-Амуре (более 580 км). Затраты на строительство только моста оцениваются в 400 млрд. руб. (13 млрд. долл.), но ведь нет даже эскизов! Авторы предложения особенно напирают на то, что российский проект непременно заинтересует японских инвесторов. Ведь в перспективе Сахалин можно связать с Японией.
2 место
Туннель Сахалин – Хоккайдо
Длина подводного туннеля между мысом Крильон (Сахалин) и мысом Соя (Хоккайдо) составила бы 40–45 км, и, по самым предварительным оценкам, его сооружение выльется примерно в 50 млрд. долл. Но зато какие перспективы открываются! Сегодня остров Хоккайдо соединен самым длинным подводным туннелем (Сэйкан, 54 км) с другим крупнейшим японским островом – Хонсю. Поезда и автомобили через новый туннель могли бы попасть на российский остров, затем по Сахалинскому туннелю (или мосту, это не так важно) выехать прямо на Транссиб, а по нему – прямая дорога в Европу!
Многие наши политики надеются заинтересовать этой идеей азиатских коллег и бизнесменов на саммите АТЭС, который пройдет в сентябре этого года во Владивостоке. Ведь, если оба этих проекта воплотить в жизнь, сроки доставки грузов из Японии в Западную Европу (по подсчетам Минтранса) могут сократиться втрое! Но вот в какую сумму обойдется сооружение плеча от Хоккайдо до Комсомольска-на-Амуре, сложно даже представить. Впрочем, эти затраты меркнут на фоне теоретической стоимости следующего проекта.
1 место
Туннель под Беринговым проливом
Ширина Берингова пролива в самой узкой части – 86 км; протяженность туннеля – около 100 км. Но придется еще прокладывать тысячи километров дорог до самого туннеля – и по российской территории, и по американской.
Идея обсуждалась с конца ХIХ века, но чисто умозрительно: «А вот бы прорыть еще и такой туннель…» Но только в наше время разные политики вполне серьезно предлагают заняться разработкой проектной документации и даже называют порядок цен. Так, в одном из последних вариантов туннель объединит в едином коридоре скоростную железную дорогу, автотрассу, линии электропередачи и связи. Строительство туннеля оценивается в 30–35 млрд. долл. Но не стоит забывать, что ни с американской стороны, ни с российской к проливу не ведут никакие дороги – ни автомобильные, ни железные. Противники проекта уверяют, что затраты на строительство железнодорожного и автомобильного путей от Транссиба до Чукотки будут неизмеримо больше и никогда не окупятся. А ведь еще есть американский и канадский участки… В общем, целесообразность сооружения такого маршрута непонятна, – но когда это нас останавливало?
Вот построили в столице России Алабяно-Балтийский туннель; его длина – почти 2 км, глубина залегания – 22,5 м. Туннель сумели провести под действующей веткой метрополитена, это действительно уникальное инженерное сооружение. Только вот обошелся он городу в несусветные 63 млрд. руб. – при том что соединяет две второстепенные улицы. Изначально проектировщики предлагали связать их эстакадой, она стоила бы раз в пять дешевле.
Теперь разрабатывается план – проложить Северо-Западную хорду, чтобы использовать потенциал Алабяно-Балтийского туннеля. Не пропадать же такой роскоши! Так что и все вышеназванные сооружения тоже когда-нибудь могут пригодиться…