Без тормозов
Понятно, почему остановили внимание на продукции АВТОВАЗа: это крупнейший
поставщик российского авторынка. А «Калина» – самое
современное его детище. Выбирали испытуемых абсолютно произвольно – практически новенькие машинки на первый «послеродовой» контроль предоставили наши читатели. Критерии отбора на сайте www.zr.ru звучали так: требуется «Лада-Калина» с кузовом любого типа, в любой комплектации, приобретенная не ранее месяца назад, с пробегом до 1000 километров. В наше распоряжение попали три машины, не успевшие нахватать эксплуатационных дефектов. Диагностику осуществляли специалисты Центра технической экспертизы НАМИ.
И ТОМОГРАФ ПОЗАВИДУЕТ
По сравнению с тем, что проделали эксперты, страшный и ужасный инструментальный контроль – баловство. Точнейшими приборами спецы проверили кучу параметров: оценивали равномерность зазоров и толщину лакокрасочного покрытия кузова, трясли машинки на подвесочном стенде и загоняли их на барабаны, измеряли шумность, чистоту выхлопа, температуру кипения, плотность эксплуатационных жидкостей, инспектировали подвеску, рулевое и тормоза, контролировали регулировку света фар, светопропускание стекол... Выполнили 106 технологических операций с целью контроля основных эксплуатационных свойств и еще несколько десятков не самых главных. Да, въедливо, но владелец имеет право знать предельно полно, что представляет собой его ценность сейчас и чего ждать от нее вскоре.
Экспертиза после первой тысячи верст практически не оставляет сомнений: неработающие тормоза правого заднего колеса «калин» – повторяющийся врожденный дефект. Отозвать машины на контрольный осмотр в фирменные автосервисы, оповестить пользователей о неприятности и ее возможных последствиях – обязанность производителя и дилеров. И устранять дефект обязаны они, а не владельцы.
ПАРАЛИЧ ТОРМОЗА
Звонок владельца машины № 1: «Приехать не смогу – двигатель кипит. Ищу ближайший автосервис». На наше счастье, мастер в том найденном сервисе оказался бывалый: сунул руки под корпус воздушного фильтра и привычным движением застегнул кое-как вставленные на конвейере друг в друга половинки разъема электровентилятора системы охлаждения. Потратил на устранение дефекта (первого из обнаруженных) 10 секунд.
Когда владелец этой «Калины» до нас добрался, машинка во многих отношениях показала себя молодцом. Незначительный (1 м/км) боковой увод передней оси вполне укладывается в допуск. Обнаружили повышенные (в сравнении с наблюдавшимися у прочих испытуемых) вибрации и шум. Не уложилась в норматив тонировка стекол, однако это на совести владельца. Но вот вылезло то, за что инспектор ГИБДД, будь он среди нас, предложил бы поставить к стенке: неисправны тормоза. Да еще как неисправны! Заднее правое колесо ни на педаль рабочей системы, ни на ручник не реагировало... Когда владельцу доложили об этой неприятности, тот от испуга побледнел и окаменел.
НУ, ФАРЫ КОСЯТ...
Чем старше, тем лучше – эта закономерность, присущая созреванию вина, на автомобили вроде не распространяется. Однако наша экспертиза чуть ли не доказывает обратное: седан, сошедший с конвейера в прошлом году (и купленный новым уже в нынешнем), единственный из троицы оказался близок к эталону. В «рай» попасть помешала сущая ерунда – неотрегулированный световой пучок и отсутствие резиновой втулки шланга омывателя ветрового стекла в отверстии моторного щита. Прочие обнаруженные недостатки эксперты НАМИ великодушно отнесли к разряду благоприобретенных, которыми автомобили наделили «няньки» новорожденных «лад». Отсоединенной нашли колодку с проводом от датчика аварийной лампы давления масла, но это, вероятнее всего, грех установщиков сигнализации. Разъем бензонасоса был насмерть залеплен «Тектилом» – то расстарались мастера антикоррозионной защиты...
УРОДСТВО ФАМИЛЬНОГО ГЕНА?
У третьего авто, оснащенного куда богаче, чем другие «калины», новых дефектов, каких не было у двух предыдущих испытуемых, не обнаружили, все в пределах уже известного перечня. Ну ладно – разрегулирован пучок света фар. Но ведь снова не работают тормоза, и на том же правом заднем колесе! Такого мы не ожидали: неисправность системы, в первую очередь ответственной за безопасность людей, оказалось, не случайность! Дефект системный – тут уж не до блеска покрытия или качества пластика: быть бы живу.
Ни один ведущий производитель автомобилей не избежал безрадостных хлопот, связанных с отзывом продукции для устранения серийных дефектов. Но на «их» машинах это чаще случается из-за мелочей. Наши на мелочи не размениваются – то руль отказывается повиноваться хозяину (ЗР, 2008, № 12), то тормоза...
На то они и эксперты – обнаружили причину напугавшего всех нас дефекта тормозов. Она до смешного проста: при сборке механизма колодки оказались в положении, слишком далеком от рабочего. А механизм их автоматической установки не сработал из-за низкого давления тормозной жидкости – в начальный период эксплуатации инструкция рекомендует избегать резких торможений (впрочем, аккуратный по натуре водитель может не прибегать к ним очень долго). Как избавиться от огреха? Очень просто: стоило эксперту несколько раз сильно, до упора нажать на педаль, все тут же пришло в норму (разница тормозных сил на задней оси третьей протестированной «Калины» сократилась с 78 до 2%)! Ни на заводе-изготовителе, ни во время предпродажной подготовки у дилера попросту пнуть педаль ногой не догадались... Звучит как-то извинительно – «не догадались», а ведь речь идет о жизни и здоровье людей. Коль скоро дефект, как мы убедились, не случайный, операцию «с усилием начать педаль тормоза» следует прописать в технологической карте – скелете генетической решетки «калин».
Не слишком ли тяжкие патологии для, в общем-то, молоденьких машин?