Чей килограмм тяжелее?
НА ПИКАХ МОСКВЫ ОБВЕШИВАЮТ И АВТОМОБИЛИ, И ИХ ВЛАДЕЛЬЦЕВ
Так что техосмотры - дело, бесспорно, необходимое: по мнению западных экспертов, они позволяют снизить количество жертв в авариях на 10%! Не мы это придумали: правовые основы регулярного ТО заложены в подписанных и нами Венской конвенции о дорожном движении (1968) и Венском соглашении о единообразных условиях периодических ТО и их взаимном признании (1997).
Но это - из области теории. А на практике другое. Тех, кто сталкивается с техосмотром в России, особенно с его печально известной разновидностью под именем "инструментальный контроль", иной раз посещает крамольная мысль: а кому это нужно? Наш эксперимент показал: разница в результатах измерений одних и тех же параметров на одном и том же оборудовании может превышать все мыслимые пределы погрешности! Хотя все ПИКи, которые мы посещали, располагали свидетельствами "Ростеста" о метрологической поверке приборов...
БЕГ ПО КРУГУ
Первая попытка. Пункт инструментального контроля Юго-Западного округа Москвы в Ясеневе (фото 1). И первая неудача: приборы показали, что удельная тормозная сила рабочей тормозной системы шестилетнего "Опеля-Астра" всего 0,45 (вместо положенной по ГОСТу 0,59).
Вторая попытка: фирменный сервис "Дженерал моторс" (фото 2), эффективность тормозов - 0,84, что значительно выше нормы. Вместе с распечаткой возвращаюсь на ПИК в Ясенево за полагающимся исправной машине талоном. Но там над распечаткой с сервиса... посмеялись: мол, "у них стенд площадочный, а по ГОСТу тормоза положено проверять на роликовом". И проверили - на том же стенде, что и накануне. Он показал, что сумма тормозных сил снизилась с 5570 до 5040 Н (почти на 10%), а масса автомобиля с его хозяйкой, аптечкой, огнетушителем и знаком аварийной остановки увеличилась с 1260 до 1320 кг (почти 5%!). Соответственно и удельная тормозная сила составила 0,39 вместо вчерашних 0,45.
Откуда же взялись лишние килограммы? По словам контролеров, дело было в... мешке картошки в багажнике: ох и остроумные ребята на этом ПИКе! Правда, искать мешок они отказались, а поскольку стенд массу по осям не показывал, то где именно находилась "картошка", выяснить не удалось. Могла, например, и под педаль закатиться...
Третья попытка. Еду еще на один техцентр "Джи-Эм" (фото 3), уже с роликовым стендом: общая тормозная сила составила 8040 Н, удельная - 0,75 (ура, снова прохожу!), а масса (с мастером, аптечкой, огнетушителем и знаком аварийной остановки) - 1090 кг. Отправляюсь в ОТОР-1 (фото 4). И что же - через полчаса техосмотр пройден и даже талон получен! Однако все испортило излишнее любопытство - я попросила распечатку. И тут выяснилось, что стенд, на котором автомобиль только что проверяли, не подключен к принтеру. А соседний показал, что те же самые тормоза неисправны (общая тормозная сила составила 6510 Н, удельная - 0,53). Талон у меня тут же отобрали: сначала, мол, проверяли машину на неисправном стенде!
Было от чего прийти в ужас. По мнению сотрудников ПИКа и ГАИ, я разъезжаю по городу без тормозов, а работники "опелевского" техцентра считают меня чокнутой по другой причине - ищет тетка неисправности там, где их нет. Ночью мне снился кошмар про отказ тормозов, а также про снятие номеров за езду без талона. Тогда я отправилась еще на одну СТО (фото 5): решила обновить все, что можно - передние и задние колодки, диски, барабаны, цилиндры, тормозную жидкость, что мне обошлось в круглую сумму, эквивалентную $400. Заодно обзавелась текстом ГОСТа Р 51709-2001 и засела его изучать.
Ознакомившись с этой замечательной книжицей, я поняла, что условия проверки тормозов то и дело нарушаются. Замеры выполняют без пассажира на переднем сиденье, датчик усилия на педали тормоза не используют, давление в шинах никто не проверяет, а привести колеса в чистое и сухое состояние невозможно при всем желании - на стенд приходится заезжать прямо из лужи перед воротами. Но ГОСТ есть ГОСТ, и я решила добиться условий, максимально приближенных к "уставным".
Очередной замер с новыми дисками-колодками-цилиндрами-барабанами проходил в присутствии представителей ГУП МГСТК - Московского городского совета по техническому контролю - организации, отвечающей за работу ПИКов. Они посетили ясеневский пункт и вроде бы пытались соблюсти все требования: проверяли давление в шинах, ждали, пока растает забившийся в протектор снег и высохнут колеса, настраивали датчик усилия на педали, который долго не хотел коммутироваться со стендом, сушили колодки и т. д. Подготовительные процедуры заняли два с половиной часа, а результат оказался... хуже некуда. Общая тормозная сила составила 5160 Н, уменьшившись на 21% по сравнению с предыдущим замером на том же стенде. Видимо, во всем виноваты новые диски и колодки!
О БЕДНЫХ ПРИБОРАХ
Попытка последняя. ПГТО "Знак" на Ленинградском проспекте (фото 6), по словам местных автомобилистов, недавно оснащен новеньким оборудованием. И - ура, ура! - результаты проверки здесь оказались сходными с теми, что показывал тормозной стенд в фирменном техцентре, причем еще до замены деталей! И тормозные усилия, и вес машины, оказывается, были в норме! Обратись мы с "Опелем" сюда с самого начала, избежали бы затрат на новые диски-колодки-барабаны, не говоря уже о погибших безвозвратно нервных клетках.
А стенды на ПИКе в Ясеневе и в ОТОР-1, выходит, просто бессовестно врут...
Этот наш маленький эксперимент всего лишь подтверждение простой мысли, что успешный техосмотр зависит не только от исправности автомобиля, но и оборудования, на котором его проверяют. Правда, за техническое состояние автомобиля в ответе автовладельцы, а вот за средства диагностики отвечать, похоже, некому.
В отличие от фирменных иномарочных техцентров, которые могут обслуживать те же тормозные стенды у фирм-производителей, владельцы ПИКов об этом, скорее всего, и не думают - дорого. Они хоть и проводят государственный техосмотр, но предприятия это частные, разве что талон ТО выдает прикомандированный сотрудник ГАИ. Остается гадать, в каком состоянии пребывают стенды, кем и как ведутся регламентные работы и ведутся ли вообще.
Выходит, не помешала бы инвентаризация всего ПИКового хозяйства с привлечением производителей для оценки состояния оборудования. Дорого? Но тот же ГУП МГСТК получает с каждой машины по 5% наших кровных, уплаченных за диагностику. Если за год в столице инструментальный контроль проходит, скажем, 500 тыс. машин, приличная сумма набегает - около 250 тыс. долларов. Можно, наверное, раскошелиться на проверку оборудования, от точности которого зависит безопасность на дороге! Во всяком случае, здесь что-то надо делать радикальное, а то, глядишь, в России умудрятся дискредитировать разумную и годами проверенную в мире систему инструментального контроля.
НАША СПРАВКА
Удельная тормозная сила Hm рассчитывается по формуле:
Hm = SРm/Mg, где
SРm - сумма тормозных сил Рm на колесах, Н;
М - масса автомобиля, кг;
g - ускорение свободного падения, м/с2.
ТЕКСТ / ИРИНА АНДРЕЕВА