Уйти от ГАИ: врешь, не возьмешь!

На «Смоленском кольце» состоялся конкурс водительского мастерства сотрудников ГАИ Смоленской области. Автор подбросил полицейским непростую задачу – догнать на патрульном ВАЗ-2114 современный «Ауди-А1».

Воспринимается А1 как женская машина. Ну согласитесь – самая игривая среди ингольштадтских моделей, в яркой окраске, мотор – всего 1,4 л. Правда, с помощью турбонаддува он выдает 122 л.с. и 200 Н.м. С другой стороны, масса тоже не рекордно низкая – наша машина с роботом S tronic в снаряженном состоянии весит 1200 кг.

Гаишная «четырнадцатая» легче – чуть больше тонны. А вот мотор у нее слабее – 1,6-литровый атмосферник развивает 82 «лошадки» и 132 Н.м. Динамика соответствующая: 13,2 секунды до сотни у «Лады», «Ауди» берет этот рубеж за 8,9 секунды. Проверим шансы?

Для инспекторов ГАИ Смоленской области подобные мероприятия редкость, тем не менее отдельные сотрудники показали очень достойные результаты. Будь соревнования регулярными, уровень водительской подготовки дорожной полиции был бы еще выше.

Пока Олег Петриков вспоминает, каково пилотировать отечественную технику, сажаем Александра Сотникова за руль «немца» и с почти полной загрузкой тоже отправляемся на трассу. Вот впереди показались включенные «маяки» полицейской «Лады», вот мы стремительно подкатываем к ней на торможении, и вот она уже позади. «Ты догоняешь – я убегаю», – всё как в известном фильме, только наоборот: гражданская малолитражка с тремя пассажирами запросто обгоняет спецмашину.

А если сравнить время? «Лада-114» после нескольких попыток одолела круг за 2 минуты 16,9 секунды. «Ауди-А1 1,4 TFSI» под управлением Петрикова эта же дистанция покорилась за 1,59.8. Как эта разница выглядит вживую – смотрите на рисунке.

Для сравнения: самый медленный автомобиль, который мы протестировали на «Смоленском кольце», – 102-сильный «Рено-Сандеро». Даже его время лучше, чем у патрульной «Лады»: 2,12.2. Суперкар «Ниссан GT-R» самый быстрый: 1,41.8. Расклад сил наглядно показывает иллюстрация: когда «Ниссан» уже закончил круг, «Ауди» готовится атаковать последний поворот, а «Лада» безнадежно отстала.

Так что же, шансов догнать обычный современный автомобиль у гаишников нет? Почему же, есть план оперативных мероприятий, который позволяет перехватить нарушителя на следующем посту. Но красивых и, главное, эффективных погонь при таком раскладе не получится. И дело не только в мощности.

Во время соревнований сотрудники полиции перегрели тормоза на одной машине, столкнулись с утечкой охлаждающей жидкости на другой. Половину времени патрульные машины стояли с поднятым капотом. Да и при общем позитивном настрое после первого опыта на автодроме слышались нерадостные разговоры: «Что с бензином, весь выжгли?». А еще мы со своими тестовыми заездами подбавили…

Бедным «ладам-114» на автодроме тяжко: греются тормоза, дымят шины, кипят моторы. А случись им преследовать преступника? Время круга: 2,16.9.

Выводы простые: ГАИ, чтобы она могла тягаться с нынешними нарушителями, нужно улучшать снабжение и менять технику. Это двадцать лет назад «девятки» на равных соперничали с большей частью российского автопарка, а сейчас патрульные «лады» едва держатся на ходу. Самим сотрудникам нужно больше практики – и, если все получится, в следующем году соревнования на «Смоленском кольце» могут собрать экипажи со всей Центральной России.

Олег ПЕТРИКОВ, мастер спорта, генеральный директор автодрома «Смоленское кольцо»:

Олег ПЕТРИКОВ

«Ауди-А1 1,4 TFSI» понравился: плотное шасси, хорошие реакции на руль, достойное замедление. Мотор «широкий» – везет во всем диапазоне оборотов, но ярким характером не отличается. К такой «тележке» вполне подойдет более мощный двигатель. Коробка работала в положении «спорт» – переключения своевременные, а ручной режим без лепестков мне неудобен.

«Ауди-А1» не суперкар, но под управлением профессионала смог выйти из 2 минут на круге. Очень живой, понятный в управлении и сбалансированный автомобиль! Время круга: 1,59.8.

Патрульная «Лада-114» оставила тяжелое впечатление. Про интерьер промолчу – а ведь инспекторы проводят в этом салоне все дежурство. Управляемость ужасная: сначала ты крутишь руль, потом обжимается подвеска и только потом машина худо-бедно принимает маневр. Чахлый мотор едва позволил развить на прямой 130 км/ч по спидометру – в реальности это чуть за 120. При торможении пригодился гоночный опыт: антиблокировочная система отсутствует, поэтому нужно тонко дозировать усилие, чтобы не заблокировать колеса. Те, у кого такого наката нет, регулярно пускали дым из-под колес. А в итоге на тестируемой «Ладе» обнаружились проблемы с системой охлаждения. Остается посочувствовать инспекторам и пожелать им поскорее обновить автопарк.

Думаете, это гаишники нас обогнали? Ничего подобного: через пару секунд груженый «Ауди» «сделает» патрульную машину, как стоячую!

Сотрудники разных отделов ГАИ УВД по Смоленской области были в равных условиях, соревнуясь на не самой совершенной, но одинаковой технике. С иномарками на обычных дорогах такого паритета нет.

Подпишитесь на «За рулем» в