Hyundai Getz: три витка перед посадкой
ОЦЕНКА ЗА ПОВЕДЕНИЕ
Какие же сюрпризы преподнес корейский трудяга на протяжении 122 000 км? Их было на удивление мало. Если исключить рутинные процедуры – замены приводных ремней (один раз!), лампочек, фильтров, свечей, тормозных колодок, – то упоминания достойны разве что потекшие на подходе к 100 тысячам задние амортизаторы да отказавший в последнюю зиму родной аккумулятор.
А единственной серьезной неисправностью, заставившей вызывать эвакуатор, стал развалившийся на 106-й тысяче выжимной подшипник. При этом само сцепление даже не имело видимого износа, но, «чтобы два раза не ходить», заменили весь комплект.
Сейчас беспокойство вызывает состояние подвески: появившиеся при пробеге 90 тыс. км стуки постепенно усиливаются. Но явных люфтов в шарнирах, ступицах и сайлент-блоках пока не замечено.
За прошедшие годы радиатор кондиционера основательно забился мушками и дорожной грязью, что привело к отключению климат-контроля. Проведенная изнутри мойка с помощью аппаратов высокого давления частично исправила ситуацию: кондиционер вновь работает. Однако не так, как раньше, – очевидно, требуется более тщательная промывка с демонтажом радиатора.
Надо сказать, что маленькой машине и повезло, и нет: почти всю жизнь она провела в одних руках, но постоянно возила канистры с бензином, маслом и прочими жидкостями для подготовки журнальных материалов. Вдобавок по не самым лучшим дорогам. Честно говоря, нагружали мы «Гетц» часто битком. Нехорошо, конечно, но такова работа в отделе экспертиз. Однажды на питерской трассе это обернулось грыжей на переднем колесе. Удивительно, но факт: остальная штатная резина «Хэнкук» (конечно, с учетом зимней «сменки») еще не требует замены!
На этом можно было бы поставить точку, но служба в отделе спецпроектов и экспертиз изначально предполагала испытания всевозможных новинок из рубрики «Компоненты». И вот что пришлось пережить нашему трудяге.
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИСТОРИИ
Первым делом «корейцу» пришлось посещать… уроки музыки. Цикл редакционных статей, посвященных ресиверам, сабвуферам и прочим атрибутам «звучащего» авто, требовал подопытного кролика – тут-то и появился «Гетц». Молодой коллега увлеченно принялся экспериментировать…
Оглядываясь назад, скажем, что эффект подобных переделок оказался двояким. К качеству звука претензий не было, однако за него пришлось заплатить доброй половиной и без того скромного багажника, в котором расселся сабвуфер. Кроме того, после установки в двери крутых динамиков и изготовления подиумов под них выяснилось, что перчаточно-вещевой ящичек больше не желает полностью открываться при закрытых дверях. А извлечение запаски превратилось в целый ритуал: доступ к ней перекрыли усилитель и аудиопроцессор. Музыкальный гуру заверял, что ради хорошего звука можно пожертвовать удобством, но до конца не убедил.
Бесспорным плюсом данного эксперимента стала отличная шумоизоляция салона по кругу.
Через некоторое время «корейцу» пришлось превратиться из музыкального «манекена» в противоугонный. Он то и дело обрастал разного рода камерами, датчиками, радиомаячками, иммобилайзерами и иными средствами самообороны. Они, в отличие от «музыки», последствий почти не оставили. Разве что крошечные отверстия в вертикальных накладках у ветрового стекла напоминают, что когда-то здесь крепились объективы видеокамер, сообщавших в прямом эфире обо всем происходившем в салоне.
В конце концов сработал принцип разумной достаточности: заботу о сохранности «Гетца» возложили на нештатный иммобилайзер. К счастью, ни одна антиобщественная личность не покушалась на маленький автомобиль, а чем старше он становился, тем призрачнее казался риск угона.
Из прочей электроники отметим радар-детекторы: с ними «Гетц» знакомился постоянно. Были и длительные заезды по мерным дорожкам Питера, и совсем свежие испытания изделий, научившихся, наконец, выявлять вредную «Стрелку». «Хёндай» заставили даже притворяться нарушителем закона: мы старательно камуфлировали его номерные знаки разного рода сетками и накладками, коих на рынке множество, – выясняли, как на эту ерунду реагируют фоторадарные комплексы.
Последнее (надеемся!) электронное приключение «Гетца» вновь оказалось музыкальным. Приемник вдруг противно захрипел – и немудрено: оказалось, с крыши исчезла штатная антенна. Отгнила и отлетела где-то на просторах Владимирской области…
С той антенной, кстати, был забавный случай. Попавший в пробку на Ленинградке молодой коллега вышел из машины поразмяться, хлопнул дверью... и механический блокиратор замков щелкнул и оставил водителя на 30-градусном морозе. Мало того, именно в этот момент пробка подала признаки жизни! Коллега не растерялся – отвинтил антенну и через щелочку в проеме бокового стекла дотянулся до кнопки стеклоподъемника.
ИМПЛАНТАЦИЯ РАЗУМА
Самой яркой страницей в трудовой биографии «Гетца» стала, пожалуй, установка системы MobiEye, распознающей с помощью видеокамеры уменьшение безопасной дистанции до впереди идущего авто, появление пешеходов, невольный (то есть без включения поворотника) уход с полосы движения. Штука показалась весьма полезной, но, увы, дорогой. Мы вернули ее изготовителю – и «Гетц» снова ослеп.
А вот омыватель ветрового стекла CWS, разработанный московским «Бюро инновационных технологий», так и остался на поводках стеклоочистителей. Когда нам его устанавливали (это было осенью), возникли сомнения: а не загустеет ли жидкость в тонких длинных трубочках в морозные дни настолько, что вообще перестанет прокачиваться к форсункам? Напрасно волновались: с наступлением холодов струйки хотя и сникли, но благодаря их выходу непосредственно у щеток жидкость все равно попадала куда надо и размазывалась дворниками по стеклу. Штатные форсунки в этих же условиях были способны лишь оросить капот.
Довелось «Гетцу» стать носителем еще одного инновационного устройства: речь о маячках GPS-GSM, позволяющих отследить местоположение автомобиля по координатам, посылаемым в виде СМС-сообщений на телефон владельца. И в этом случае только длительная эксплуатация позволила выявить достоинства и недостатки систем. Так, с января 2011 года, когда маячки установили в автомобиль, в М10 компании «Старлайн» пришлось уже дважды менять батарейки. При том что был установлен очень экономичный режим: авторизация в Сети раз в шесть часов и отправка сообщения раз в десять дней. А вот SOBRChip 01 от «Веги-Абсолют» до сих пор исправно выходит на связь на первом комплекте батареек!
Мы поразмышляли над причинами столь большой разницы в экономичности и пришли к выводу: все дело в месте установки. Для М10 изготовитель требует чистого неба над головой, не закрытого металлическими панелями. А где найдешь такое в автомобиле? Разве что под задней полкой или пластиковой обшивкой торпедо. Но здесь летом температура достигает 60 градусов и более (кстати, это мы тоже проверяли на «Гетце» в ходе экспертизы противосолнечных шторок). Видимо, нагрев и убивает батарейки. А SOBR ловит сигналы со спутников даже из недр автомобиля, потому не подвергался прямому воздействию солнца.
ЧТО ЕЩЕ?
Если не брать в расчет просто перевозимые грузы, то «Гетц» повидал на своем борту много интересных штучек. Это всевозможные видеорегистраторы, преобразователи напряжения, ионизаторы воздуха, щетки стеклоочистителей самых разных фирм и видов. Его мыли с десяток автономных моек, бока полировали разными, в том числе и «нано»-, препаратами. Салон чистили подопытными пылесосами, шины накачивали проверяемыми компрессорами, под колеса подкладывали противобуксовочные коврики, а ввысь поднимали домкратами всех мастей. И наконец, днем он теперь смотрит на мир узкими щелками дневных ходовых огней. Что еще? А это будет решать уже новый владелец. Удачи ему и «корейцу»!