Мертвая душа

МЕРТВАЯ ДУША

ЧЕМ ОБЕРНУЛАСЬ НЕБРЕЖНОСТЬ ИНСПЕКТОРА ДПС И КТО ОТВЕТИТ ЗА ЭТО?

Пятница. Обычный сентябрьский вечер. Поток машин медленно выползает из города, увозя утомленных горожан на просторы Подмосковья. "Забор на даче надо к зиме поправить, - думает Глеб Николаевич, - да и машиной заняться, салон почистить". Внезапное появление автомобиля прямо перед носом пенсионера нарушило спокойный ход мыслей. Резко ударил по тормозам, но машину занесло и столкновения избежать не удалось. К счастью, повреждения у VAZ 2111 Глеба Николаевича и немолодой уже иномарки были незначительными, но, как оказалось, это ДТП стало лишь началом истории, вылившейся в трехлетнюю судебную тяжбу с ГАИ и казначейством.

Водители, выполнив требования Правил, вызвали сотрудников ДПС и оформили протокол. На помощь Глебу Николаевичу на место аварии приехал сын Дмитрий. "Схема происшествия составлена, с проезжей части машины надо убрать", - заявил инспектор. Сказано - сделано. Немного помятые автомобили заняли место у тротуара. Рядом поставил свою новенькую "десятку" сын.

Уладив все формальности, участники происшествия собирались продолжить свой путь, как вдруг - снова визг тормозов, звон бьющегося стекла и скрежет металла... Непонятно откуда вынырнувший "Фольксваген" на полной скорости снес левый бок автомобиля Дмитрия и "воткнулся" в многострадальную машину Глеба Николаевича. Лишь по счастливой случайности все остались целы.

На место второго ДТП прибыл инспектор третьего отдела ГИБДД Москвы А. Кашперюк. Собственно, благодаря его "профессионализму" наши герои и оказались втянутыми в череду многолетней тяжбы. С самого начала водители пострадавших автомобилей настаивали на медицинском освидетельствовании виновника аварии (его вина не вызывала сомнения ни у кого), но это сделано не было. "А что тут проверять, все в порядке", - изрек инспектор. Изъяв у лихача "права" - весьма потрепанные, надо сказать, - и составив новую схему, он отпустил всех с миром (благо, даже изрядно покореженные автомобили могли передвигаться своим ходом) с напутствием строго в назначенное время явиться в ГАИ.

Разбор ДТП не затянулся. Если точнее, его не было вообще. Потерпевшие получили справки об аварии, а виновник на заседание не явился вовсе. Тут-то и начали выясняться интересные подробности. Оказывается, инспектор проявил потрясающую халатность (назовем его действия так, хотя они заслуживают куда более суровой оценки). Выяснилось, что изъятое им водительское удостоверение явно не принадлежало водителю "Фольксвагена" - совсем не та фотография, а Естафьев М. И., на имя которого оно было выписано, как показала проверка... умер за три года до аварии! Да и сам автомобиль, данные которого аккуратно переписал инспектор, при том, что имел столичные номера, почему-то числился зарегистрированным в Московской области. Дальше - больше: оказалось, что и деревни такой - Кузешкино - в природе не существует!

Машина, конечно, была объявлена в розыск, но по сей день не найдена. Что же получается: ДТП имело место, виновника все видели, но где его искать? Кто он на самом деле и откуда, кому принадлежал "Фольксваген"? На все заявления потерпевших сотрудники ГАИ (вплоть до высших чинов) разводили руками, мол, ничем помочь не можем: "Свою работу мы сделали, а с материальными претензиями идите в суд". Правда, сообщили, что инспектору объявлен... выговор.

Глеб Николаевич, обойдя все инстанции, не сдался и с помощью юристов подал жалобу в суд. Решение Никулинского суда не заставило долго ждать: взвесив все "за" и "против", он удовлетворил жалобу Глеба Николаевича и признал действия сотрудников третьего отдела ДПС, оформлявших протокол ДТП, неправомочными.

Казалось, дело за малым. Ведь согласно ст. 1069 Гражданского кодекса РФ, "Вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования". Получается, что ущерб должен быть возмещен из казны города Москвы. Опять юристы взялись за перо, подготовив иск о возмещении материального вреда. Судебное разбирательство шло со скрипом.

Прошло два (!) года. Отец и сын давно за свой счет отремонтировали автомобили, но компенсировать эти расходы им пока не торопятся.

Странно все это. Виновные установлены, материальный ущерб посчитан, по закону все вроде бы ясно, только вот нести ответственность никто не хочет.

Вывод из этой грустной истории в напоминании. Пока работа нашей автоинспекции далека от приемлемой, урок всем, кто попадет в ДТП, - внимательнейшим образом следить за соблюдением правил оформления протокола, требовать, чтобы туда были занесены все факты, все свидетельские показания - кто знает, что потребуется при разборе? Согласитесь: если бы Глеб Николаевич и его сын настояли на медицинском освидетельствовании водителя "Пассата", может, удалось бы сразу установить, что он не тот, за кого себя выдает. И не пришлось бы судиться потом с городом, который никак не хочет отвечать за непрофессионализм сотрудников одного из своих ведомств...

ТЕКСТ / АНДРЕЙ БОЙКО

Подпишитесь на «За рулем» в