Fiat Punto, Citroen C3, Seat Ibiza: сыграй свою мелодию
Хорошим музыкантом становится лишь тот, кто сливается с инструментом, чувствует его, как часть себя. Не правда ли, с автомобилями почти так же? В одном тебе неуютно, и даже спустя какое-то время привыкаешь к нему с трудом, иной же становится своим почти сразу.
Есть и еще одна аналогия. Те, кто когда-то осваивал кривоватую гитару за 15 рублей, со временем постарались приобрести инструмент совершенней. А ведь оба называются гитарами. Вот и автомобили этого класса давно перестали быть этакими тележками для непритязательных покупателей. Они обзавелись мощными моторами и продвинутыми трансмиссиями, модными опциями.
ОТ СЕРЕНАДЫ ДО ТЯЖЕЛОГО РОКА
Эти автомобили даже внешне различаются почти как наши струнные инструменты. Дизайнеры старательно добивались своеобразия своих творений, – им это, в общем, удалось. «Ситроен» кажется мягким, чуть плюшевым и даже игривым. Эти же мотивы продолжаются в салоне, он самый яркий и нарядный. «СЕАТ-Ибица» – мускулистый и поджарый. Интерьер по-немецки строг: нечего размениваться на украшательства, концентрируйтесь на движении. «Фиат» же нечто среднее. Как итальянская эстрада – вроде попса, но профессиональная, а временами звучит как настоящая музыка.
СЕАТ наверняка проектировали с оглядкой на молодежь. Ярко-красное свечение приборов сочетается с нетривиальными решениями компьютерного века. Как быстро включить нужную радиостанцию – нажать одну клавишу? Вовсе нет, следует кнопкой слева выбрать меню memory, крутилкой найти в мелковатом списке алого цвета нужный пункт – и теперь нажать торец ручки. Процесс столь же интересен, сколь нерационален. Примерно так же можно поработать с калькулятором, чтобы выяснить, сколько будет шестью семь.
Но руль с регулировкой в двух плоскостях, понятный немецкий переключатель наружного освещения слева на панели, педали, удобный рычаг управления автоматической коробкой передач, слава богу, на месте и замечаний к ним нет. Хорошо, что в современном автомобилестроении все же остаются некие вечные ценности.
В «Фиате» управление вспомогательными системами бесхитростное, традиционное, а потому приятное. Главная претензия – приборы невыразительные, их риски и стрелки периодически теряешь, особенно в солнечный день.
Вроде диапазон регулировок не мал и руль так же, как в «Ибице», регулируется в двух плоскостях, а усесться смог не сразу. Сиденье, выглядящее спортивным, на деле жесткое, узенькое, с очень короткой подушкой и неважным поясничным подпором. Казалось, устроился – но теперь, сидя довольно высоко, неудобно выжимать сцепление до пола. А именно этого требует система «старт-стоп», коварно заглушая мотор на светофорах. Придется ее отключить или вновь подкорректировать посадку.
На этом фоне в СЕАТе с первой секунды чувствуешь себя так, словно кресло да и весь салон кроили по твоим меркам. Вот он, «секрет простых мелодий»: вроде бы у всех машин кресла современные, а как разнятся, если сравнить напрямую.
В «Ситроен» зашли с тыла – с задних мест. За водителем ростом около 175 см такой же пассажир сможет устроиться, пусть с невеликим комфортом. В «Фиат» пассажир залез с трудом. Ехать согласился, но только недолго. В СЕАТ, не потревожив водителя, все тому же пассажиру забраться просто не удалось. Плата за спортивную осанку автомобиля.
Похвалив «Ситроен», пересаживаюсь в его переднее кресло. Мягко, не слишком плотно, но для размеренной езды в целом удобно. Особых претензий к эргономике тоже нет. Вот только рычаг роботизированной коробки двигается слишком легко, как-то безвольно. Кроме того, поскольку положения «паркинг» у него нет, нужно часто пользоваться ручником, а для этого лучше поднять подлокотник – расположены они относительно друг друга бестолково. Что касается рычага коробки… Если бы только неудобство управления!
ОТТЕНКИ БЫСТРОГО
Музыканты знают: к термину allegro композиторы добавляют с десяток слов, объясняющих исполнителю, как именно «быстро». У всех автомобилей хорошие современные, мощные моторы, но везут они по-разному.
По-моему, на корме нынешних машин с роботизированными коробками впору ставить специальные таблички, успокаивающие тех, кто сзади: дескать, он не «чайник» и не неумеха, у него просто коробка такая.
Чтобы не откатываться на уклоне, трогаясь со светофора, на «Ситроене-С3» лучше использовать ручник или держать левую ногу на педали тормоза (тоже своего рода искусство!). В рваном городском ритме задержка при переключениях не менее противна и даже опасна, чем при обгонах за городом. Приходится, поигрывая педалью, не давать машине лишний раз переключаться, используя тяговые возможности мотора. Он-то как раз неплох! Ему бы нормальную коробку передач – и 95-сильный «Ситроен» практически на равных соперничал бы с «испанцем» и «итальянцем», у которых на 10 сил больше. А так…
Чтобы ехать энергично, не мешая потоку, лучше дергать подрулевыми лепестками, слушая надрывную песню возмущенного двигателя (на разгоне от 0 до 100 км/ч «француз» выдал аж 80,2 децибела против 78,8 у «Фиата» и 78 у СЕАТа), которому не позволяют опустить обороты ниже 3500–4000. Мы снизили оценку за динамику всего лишь на балл, поскольку у машин разные коробки передач. Надо бы больше, но справедливости ради отмечу: ситроеновский робот хоть и не виртуоз трансмиссионного искусства, но работает не хуже аналогов.
Механическая коробка передач «Фиату» вполне подходит. Однако хотелось бы более четких переключений. Поначалу возникает ощущение: на паспортные 105 сил автомобиль не едет. Но стоит набрать 4000 об/мин, от «Пунто» словно отцепляют прицеп: машина обретает легкость и даже задор. Здорово, но для города не очень удобно. К тормозам тоже нужно приноровиться: педаль чересчур чувствительна, машина норовит клюнуть носом. Зато при торможении со 100 км/ч «Пунто» и С3 с барабанными тормозами сзади показали очень хорошие результаты, лишь немногим хуже, чем у лидера – СЕАТа с дисками по кругу.
«Ибица» с семиступенчатой коробкой DSG ожидаемо самая быстрая. Поставив рычаг коробки в положение S, начинаешь подозревать, что под капотом вовсе не 1,2-литровый 104-сильный мотор, а нечто более солидное.
Перед тем как заняться управляемостью, мы отдали должное климатикам «Ситроена» и СЕАТа. Тест пришелся на самые жаркие дни, и устройства работали очень эффективно. Если раньше на машинах такого класса для достижения комфортной температуры в салоне часто приходилось выставлять максимально низкую, то эти климатики сделаны даже с запасом. У «Фиата» обычный кондиционер, но и он работает на совесть.
В МИНОРЕ И В МАЖОРЕ
Общая тенденция нашего времени – подвески компактных автомобилей становятся все жестче. Логика в этом есть: моторы-то мощные, а машины, соответственно, быстрые. Хорошо это или плохо – вопрос спорный, во многом связанный с условиями эксплуатации. Нужны вам от небольшого городского автомобиля спортивные способности? К слову, псевдоспортивный дизайн порой побеждает здравый смысл. Про тесные (мягко говоря) задние места «Ибицы» уже говорено. Добавим маленькие, в стиле зализанного купе, зеркала. В повседневной жизни куда логичнее честные «лопухи» «Ситроена».
Ну а насколько СЕАТ спортивен? На нем по-настоящему приятно писать быстрые повороты. Автомобиль цепко держится за асфальт, а система стабилизации срабатывает настолько поздно и мягко, что о ней порой вовсе забываешь. Но плата за это – очень жесткая подвеска: потряхивает даже на самых мелких неровностях. На волнах же повадки подпрыгивающего теннисного мячика просто раздражают.
Неожиданно проявил себя «Фиат», чья управляемость оказалась близка к испанской. Сюда бы сиденья потолковее – закладывать быстрые виражи стало бы еще интересней. Даже если, превышая разумную скорость, провоцируешь машину смещаться наружу поворота, она делает это плавно и понятно. А еще в «Пунто» есть кнопка, переводящая руль в городской (облегченный) режим. На узких парковках – возможность не вредная.
А вот по комфорту на наших дорогах «Фиат» не превзошел испанского конкурента – тоже прыгает. Вдобавок шумит при этом побольше.
Самый комфортный – «Ситроен»: на ровном шоссе отлично держит дорогу, не очень раскачивается на пологих волнах. Однако терпеть не может более глубоких ямок с острыми краями. Задняя подвеска временами просто отказывается работать, оповещая об этом стуком, а машина пытается даже переставить задние колеса.
В общем-то, это не опасно, но неприятно. И управляется С3 неплохо, лишь крены великоваты. Но над задней подвеской не мешало бы поработать именно для наших дорог.
НА РАЗНЫХ СТРУНАХ
У этих машин, как и у инструментов, есть, конечно, нечто общее. И все же различий не меньше.
Мелодия «Ситроена» звучит мягко, в умеренном темпе. Иногда, правда, совсем подтормаживает, словно заигранный виниловый диск. И все же С3 неплохой, довольно комфортный малосемейный экипаж для повседневных городских нужд.
«Фиат-Пунто» – немного эклектичное сочетание хорошей управляемости с тесноватым салоном, не очень большим багажником и своеобразным силовым агрегатом, заточенным под темпераментных, не экономящих на переключениях водителях. Ну чем не упомянутая уже итальянская эстрада!
СЕАТ: тем, кто готов заплатить за небольшой автомобиль немаленькие деньги, «Ибица» охотно споет нечто энергичное и зажигательное – порадует динамикой и отменными тормозами, хорошей управляемостью.
Можно до хрипоты спорить, какие качества важнее. Но лучше сравнить и выбрать инструмент по своим талантам и потребностям. Надеюсь, мы смогли вам хоть немного помочь.
СИЛА ПРИТЯЖЕНИЯ
Дорожный просвет – для нашей страны далеко не последний параметр. Мы измерили его, как обычно, в стандартном положении кузова – при снаряженной массе, а также при нагрузке: четверо взрослых и 50 кг в багажнике. Выяснили: все автомобили к такому грузу приспособлены условно. Но особенно хотим обратить внимание на переднюю часть груженых СЕАТа и «Ситроена», чей просвет уменьшился до 85 (!) мм.
Сергей Канунников:
«Подбор автомобиля отчасти сродни выбору музыкального инструмента. Удастся все сделать правильно – доставите радость себе и не будете раздражать окружающих».
Александр Крапивин:
«На дачу ни на одной из машин я бы не поехал. Но для города одному-вдвоем – самое оно».
Сергей Клочков:
«При замерах приятно удивили тормоза. Даже с барабанами сзади машины останавливаются не хуже иных старших моделей».