Не скоростью единой
ДЛЯ ПОБЕД В МАРАФОНАХ НУЖНЫ ЕЩЕ ОПЫТ И УДАЧА
Настолько мы привыкли к победам КамАЗа в ралли-рейдах, что сообщения с "Дакара" поначалу не на шутку тревожили. Половина дистанции, отделявшей Марсель от египетского местечка Шарм-эль-Шейк, позади, а наш ударный экипаж Владимира Чагина - все еще третий! При этом вроде никаких поломок и ошибок в навигации. В чем дело?!
Столица Сенегала, давшая гонке имя, осталась далеко в стороне. Марафон прошел по северу Африки. Но "Дакар" остался "Дакаром" - сложнейшим ралли-рейдом планеты. И даже то обстоятельство, что он не входит в программу Кубка мира (из-за давних разногласий организаторов и ФИА), не влияет на "посещаемость": 160 мотоциклов, 120 "легковых" автомобилей и 50 грузовиков.
Ларчик "промежуточной" неудачи КамАЗа открывался просто. Давние друзья-соперники, экипажи КамАЗа и чешской "Татры", не зря настороженно следили за прогрессом ДAФa. Новые технические требования (грузовики ныне максимально приближены к серийным) позволили бельгийцам построить самые легкие и мощные машины. Как следствие, отец и сын де Рои, Йоханнес и Жерард, поначалу выигрывали этап за этапом. Де Рой-старший сохранил лидерство даже после того, как однажды заблудился в бескрайних песках.
Но, видимо, в бельгийской тактике "выиграть все" был все-таки изъян. Руководитель нашей команды Семен Якубов вычислил его с удивительной точностью: "Де Рои едут слишком быстро. Весь марафон в таком темпе проехать нельзя".
Седьмой этап в Ливии, скоростной участок в 584 километра: огромные дюны песчаного массива Аубари, среди песков здесь и там беспорядочные нагромождения скал. Грузовик Йоханнеса де Роя падает с дюны, уйму времени съедает ремонт амортизатора. А у "Татры" Карела Лопрайза на полном ходу отваливается колесо: сальто в пять оборотов. В полку фаворитов заметно убавилось. И восьмой этап остался уже за Чагиным - первый успех за всю гонку!
Развязка наступила на двенадцатом этапе, уже в Египте, где до финиша рукой подать. Куда и зачем так мчался лидер зачета грузовиков Жерардус де Рой, никто не может объяснить. Результат: кувырок с дюны, "с мясом" оторванная кабина. Гонщики чудом остались живы. Эх, молодость, молодость... Ехавшие следом россияне остановились, предложили помощь. 22-летний бельгиец, делающий первые шаги в ралли-рейдах, отказался: ему все было ясно.
Челнинцы возглавили гонку и довели ее до победы. Маленькое чудо совершил второй наш экипаж. Фирдаус Кабиров выиграл четыре этапа подряд, едва не сдвинув со второй позиции бразильского гонщика-богача Андре де Азеведо, "купившего" себе постоянное место в команде "Татры". Очередной триумф КамАЗа? Несомненно. А главное, никто не осмелится сказать, что соперники были слабы.
В зачете джипов и пикапов экипажи "Мицубиси" куда как с большей легкостью одолели дуэты из "Ниссана", "Фольксвагена" и других команд. Их расстановка на финише зависела, в основном, от мелких поломок - одним выпало чуть больше неурядиц, другим чуть меньше. Стефана Петеранселя в итоге признали самым быстрым, Жана-Пьера Фонтенэ - самым надежным, а Хиро Масуоку - самым удачливым. Но вряд ли его победа обусловлена одной только удачей.
Владимир Чагин (справа) и Семен Якубов изучают "легенду" предстоящего этапа.
Но новым правилам, кузов грузовика должен быть "квадратным", изломы не допускаются. Камазовцам к "Дакару" пришлось изобретать, по меньшей мере, новый кузов.
"ТЕЛЕФОНИКА ДАКАР-2003"
ИТОГИ
АВТОМОБИЛИ: 1. Х. МАСУОКА (Япония) - 49:08.52; 2. Ж.-П. ФОНТЕНЭ (Франция) - отставание 1:52.12; 3. С. ПЕТЕРАНСЕЛЬ (Франция, все - " Мицубиси Паджеро") - 2:16.28; 4. К. СОУЗА (Испания, " Mitsubishi L200") - 2:27.47; 5. Ж. ДЕ ВИЛЬЕР (Франция, "Ниссан-Пик Ап") - 2:45.55;
6. С. ЭНРАРД (Бельгия, "Фольксваген-Дезерт Нардо") - 3:42.15.
ГРУЗОВИКИ: 1. В. ЧАГИН/С. ЯКУБОВ/
С. САВОСТИН (Россия, КамАЗ-4911) - 61:36.40; 2. А. ДЕ АЗЕВЕДО (Бразилия, "Татра-815") - отставание 1:02.01; 3. Ф. КАБИРОВ/А. БЕЛЯЕВ/
И. МАРДЕЕВ (Россия, КамАЗ-4911) - 1:25.04;
4. Й. ДE РОЙ (Бельгия, ДАФ-CF85) - 2:38.49;
5. Й. СУГАВАРА (Япония, "Хино-Рейнджер") - 10:21.28; 6. Ф. ЖАКО (Франция, MAН-L90) - 17:27.42.
ФОТО / МИХАИЛ МЕДВЕДЕВ