Chevrolet Aveo, Lada Granta & Largus: в ладу со скоростью
РЕГЛАМЕНТ «60 ЧАСОВ «ЗА РУЛЕМ» – 2012
В течение пяти дней три новых для российского рынка автомобиля по 12 часов в день колесят по дорогам Дмитровского полигона. Большую часть марафона (примерно 54 часа) утюжат 14-километровое кольцо на максимальной скорости, оставшееся время едут по булыжнику. Все заправлены одинаковым топливом, у каждого на заднем сиденье три водоналивных манекена общей массой 210 кг.
Заезд в боксы – только для дозаправки, смены пилота, а также экспресс-осмотра (в крайних случаях – для мелкого ремонта). Устранение неисправностей не должно занимать более часа. Не уложившийся в этот норматив автомобиль исключается из соревнования; его дальнейшее участие в заезде (если оно все же возможно) – вне зачета. Набор запчастей – приводные ремни, лампы, свечи и шины. Ежедневно – проверка уровня рабочих жидкостей. В ходе марафона фиксируем пройденное расстояние, максимальную и среднюю скорости, расход топлива, время, проведенное в боксах. Побеждает самый надежный, крепкий и безотказный автомобиль.
Пронзительный писк ударил по ушам, а на приборной панели желтым зажглась контрольная лампа, едва различимая на скорости 200 км/ч. Синий «Шевроле-Авео» резко сбросил темп, а его шансы на победу в марафоне начали падать вслед за стрелкой тахометра и скоростью. Сообщив по рации о проблеме и прижавшись к отбойнику, возвращаюсь в лагерь со скоростью 40 км/ч: перед глазами маячит пиктограмма ошибки антиблокировочной системы, электроника перевела двигатель в аварийный режим, он не раскручивается выше трех тысяч. А как хорошо начиналось!
СТАРТ В ПОНЕДЕЛЬНИК
Первые 11 часов синий «Шевроле» преодолел без единого намека на неисправность, оказавшись еще и самым быстрым из нашего трио. Лишь льстящий машине топливомер стал ложечкой дегтя: «Авео» встал на трассе с пустым баком в первую же смену. Четверть часа спустя его «подвиг» повторила «Лада-Ларгус», несмотря на обещания бортового компьютера преодолеть еще минимум 35 км. Наученные опытом прошлых лет, к такому развитию событий мы подготовились: закрепили в багажниках пятилитровые канистры с топливом, исключив таким образом необходимость выезда на трассу технички.
Дальше пошло как по маслу: просчитав максимально допустимую дистанцию для «Авео» и «Ларгуса», перестали смотреть на указатели расхода, быстро вошли в ритм и начали штамповать круги. В напряжении держала только погода – свинцовые тучи, затянувшие небо над полигоном, время от времени проливались сильнейшим ливнем, а шквалистый ветер на открытых участках скоростного кольца заставлял бороться с автомобилями, чтобы удержать их на траектории.
Приходилось сбавлять скорость из-за угрозы аквапланирования и недостаточной видимости. И все же происки небесной канцелярии не помешали составить мнение и сделать первые выводы. Самый быстрый – «Шевроле-Авео». На подсыхающей вечерней трассе 115-сильный седан проезжал круг за 4,31 с, то есть быстрее «Гранты» и «Ларгуса» на 25 и 37 с соответственно. Расплатой за высокую скорость стал самый нескромный аппетит: пилоты «Авео» проезжали за смену лишь 238 км. Немногим экономичнее оказался «Ларгус», однако за счет более объемистого бака (50 л против 46 л у «Авео») тольяттинский универсал стабильно проезжал на пару кругов больше. «Лада-Гранта» и вовсе преподнесла сюрприз: покрывала по 300 км между заправками и радовала на редкость точным топливомером.
Вспоминая, сколько хлопот доставил первый день прошлогоднего марафона, практически безоблачное начало «60 часов «За рулем» –2012 вызвало в лагере нескрываемую радость: на обязательном вечернем осмотре не выявлено ровным счетом никаких поломок, а износ шин практически незаметен.
ВТОРНИК. ПЕРВЫЕ НЕПОЛАДКИ
Сергей Канунников вернулся в боксы спустя час после начала смены: на скоростной прямой «Шевроле-Авео» внезапно зажег контрольную лампу антиблокировочной системы и сбросил обороты. Гена Емелькин со товарищи кинулись на поиски дефекта. Сняли-поставили разъем антиблокировочной системы, обнулили сканером ошибку. Истинных причин отказа не нашли, все было в норме. Машина ожила, но потеряла 11 минут – достаточно, чтобы отбросить «Авео» на третье место.
До конца дня все шло гладко, машины исправно наматывали зачетные километры. Вчерашние тучи сменились менее угрожающими облаками, а с нехарактерным для августа холодом мы примирились. Воспользовавшись сухой трассой, делаем GPS-замеры максимальной и средней скорости на круге.
Вечером – первый двухчасовой заезд по 8-километровому булыжному кольцу. Темп во главе колонны задает «Шевроле-Авео», за ним идут «Гранта» и «Ларгус». К такой последовательности пришли, исходя из здравого смысла в оценке автомобилей: «юбка» переднего бампера «Шевроле» – в опасной близости к дорожному полотну даже на относительно ровном асфальте. Впрочем, скоро поняли: опасения преувеличены: «Авео» по силам поддерживать пусть не рекордные, но вполне приемлемые 40 км/ч. А как себя чувствует продукция Волжского автозавода? Благодаря длинноходным и практически непробиваемым подвескам обе машины способны идти по крайней мере в полтора раза быстрее, но нам важнее нагрузки, нежели скорость.
И вновь обязательный вечерний осмотр. Проверку булыжником – во всяком случае, первую ее треть – все испытуемые выдержали на отлично. Меняем порядком истертые передние колеса «Авео». Неудивительно – он самый быстрый, а покрытие скоростной дороги сродни обычному российскому.
СРЕДА. ЗАМЕНА ШИН
Сегодня утром в парк внепланово вернулся Сергей Клочков: опять капризничает «Авео». Симптомы всё те же, однако на этот раз повезло – ошибка проявилась на последнем перед заправкой круге. Совместив устранение неисправности с плановым пит-стопом, выпускаем седан обратно на трассу. «Пострадавшие» водители не могут успокоиться:
– Где загорелась? На кочке?
– Нет, на ровном месте!
Неужели каждый следующий день будет начинаться подобным образом? Дневную программу откатали без происшествий, разве что у «Авео» вновь кончился бензин – пилот, впервые севший за руль «Шевроле», увлекшись, помчал на лишний круг.
Наконец и погода порадовала! Лучи солнца прогрели кольцо, и время прохождения кругов у всех автомобилей сократилось приблизительно на секунду. С увеличением темпа подрос и расход – в среднем на литр. Не исключено, впрочем, что свою роль сыграл сильный ветер.
Вечером опять на булыжник. По завершении программы – осмотр. Обнаружили трещину термозащитного экрана выпускной трубы у «Лады-Ларгус». Поврежденную часть защиты решили удалить во избежание ее контакта с раскаленными элементами выпуска.
Разбитую противотуманку того же «Ларгуса» списали на обстрел камнями или атаку птицы.
А еще обе «лады» потребовали замены передних колес. Конечно, высокая ходимость шин отчасти объясняется не слишком большими скоростями и удачными настройками подвесок. Заменили и заднее левое колесо «Шевроле», – тряска, на которую к концу дня жаловались водители, пропала.
РЕКОРДНЫЙ ЧЕТВЕРГ
В рыбный день ничего не сломалось – сумели покрыть на всех машинах самые большие дистанции. Даже «Авео» обошелся без традиционного заезда в боксы для обнуления пресловутой ошибки.
Приятной неожиданностью стал сократившийся расход топлива у всех участников, а главная сенсация в этой номинации – «Лада-Гранта». Тольяттинский седан завершил первую смену с рекордным результатом, проехав на баке 370 км! Немногим меньше – 346 км – смогла одолеть за смену «Лада-Ларгус». «Шевроле-Авео» также показал лучший свой результат – 279 км.
Последние часы на булыжном кольце проехали на одном дыхании, а работа механиков потребовалась только для замены стертых передних шин на «Авео». «До кучи» заменили и правое заднее – все же четыре дня прошло.
ПЯТНИЦА. ПОБЕДНЫЙ ФИНИШ
Восемь утра, а возле «Авео» уже суетятся механики со сканером в руках, неподалеку стоит пилот первой смены Сергей Канунников. С момента старта прошел ровно час, а картина повторяет вторник: ошибка антиблокировочной системы. Сергею хочется поскорей за руль, ведь до финиша марафона осталось всего 9 часов.
В половине десятого по рации приходит SOS от Юрия Тимкина – на скорости около 180 км/ч лопнула левая задняя шина «Лады-Ларгус». Юра молодец – не дрогнул и ловко удержал машину на трассе. На помощь поспешила техничка с парнями Гены Емелькина. Похоже, под колесо попал камень или отколовшийся от покрытия острый кусок асфальта. Восемь минут спустя «Ларгус» вошел в боевой ритм и продолжил бороться за победу. Штрафные минуты начислять не стали – вины автомобиля в случившемся нет.
«Авео» же продолжал «ошибаться» антиблокировочной системой по два раза в смену. За пять дней ошибка возникла девять раз, из них семь – в пятницу. Опытным путем обнаружили, что ошибка сбрасывается, если заглушить автомобиль секунд на тридцать, выключая зажигание на ходу; последние четыре случая вылечили этим способом прямо на трассе.
В общем, «Шевроле», к удивлению многих, по-прежнему третий. Проигрывает не только по сути французскому «Ларгусу», но и вполне русской «Гранте». Ну а обе автовазовские машины за два часа до взмаха клетчатого флага продолжали невозмутимо печатать круги, не имея на счету штрафных минут.
Скоро начнем подводить итоги и распределять места на подиуме. Некоторые отдают предпочтение «Ларгусу»: у него более надежное поведение на трассе. К тому же остался осадок от замены подшипников задних ступиц «Гранты» перед началом марафона: слишком велик был люфт колес, мы побоялись, что они внезапно развалятся. Сторонники «Гранты» напоминают о неточном топливомере «Ларгуса» и заметно большем аппетите.
Но всех рассудил… датчик положения педали сцепления «Лады-Гранта», неточность в работе которого привела к переводу двигателя в аварийный режим и необходимости удалить ошибку посредством сканера. Случилось это за полтора часа до финиша. На устранение неисправности ушло лишь четыре минуты, но в результате – второе место.
Основная и, пожалуй, единственная претензия к «Ладе-Ларгус» – неточный указатель уровня топлива. В остальном «Ларгус» – добротный, надежный, отлично приспособленный к российским условиям автомобиль. Победа!
Здорово, что все машины уехали с полигона самостоятельно.
Всем предстоит работать в редакции, участвовать в пробегах, спецтестах. Ну а мы, собирая хозяйственный скарб и инструменты, уже прикидывали, какие машины будут претендовать на участие в тесте следующего года.
ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА:
«Лада-Гранта»
Вышедшие из строя еще до старта подшипники задних ступиц – напоминание о том, с чем имеешь дело. Самая невнятная из трех машин пугает задумчивостью при первом прикосновении. Отвратительная нечеткость включения передач! На коробку, видимо, просто махнули рукой (с октября на «Гранту» обещана другая, с тросовым приводом). Даже явно изменившаяся к лучшему по сравнению с предыдущими «ладами» управляемость на высоких скоростях все равно сочетается с рысканием, когда под действием ветра или неровностей «Гранта» проявляет излишнюю самостоятельность, увиливая с намеченного маршрута то передней осью, то задней. Правда, «Авео» вел себя в этих условиях даже резче, но он почти мгновенно реагировал на коррекцию рулем, а здесь, почувствовав весомость и продолжительность запаздываний, понимаешь: баранкой лучше не дергать.
И все же машина борется, причем на равных! Впервые за многие годы – без всяких скидок и «особенного» подхода. Надежный и экономичный двигатель легко и охотно реагирует на акселератор. Непробиваемые подвески радуют комфортом. Неплохие (на «Ларгусе» похуже) сиденья, самый точный и логичный топливомер. «Гранта», конечно, не лидер, но дитя автовазовского прогресса. А уж к кочкам, ямам и прочей российской неустроенности приспособлена просто здорово.
«Шевроле-Авео»
Вот ведь интересно, в самом начале почти никто не сомневался в потенциальном лидерстве этого автомобиля, по крайней мере в условиях скоростного марафона. Бойкий, вполне напористый, хотя и без низов, мотор, после 3500–4000 об/мин укладывающий соперников на обе лопатки. Продуманная эргономика рабочего места, удобное сиденье и понятный водительский инструментарий. Даже оригинальная суперкомпактная комбинация приборов при таком характере – в тему. В условиях скоростной езды приборы почти безупречны. А вот управляемость – на любителя: резкий и довольно чувствительный руль, при этом крены и валкость. А еще откровенно асфальтовые подвески.
Азарта от «Авео», конечно, через край. Особенно когда крупные цифры спидометра переваливают 200-километровую отметку. В такие моменты можно простить и слабенькие, пробиваемые на кочках подвески, и постоянную болтанку, особенно в виражах, где «Шевроле» то и дело норовит сместиться с намеченной траектории, настойчиво помогая себе обеими осями. А уж если попал колесом в едва заметную глазу продольную трещину, коих на нынешней скоростной дороге полигона предостаточно, – берегись! «Авео», извиваясь всем телом, непременно пропишет все, даже малейшие неровности. В конце концов взбалмошность, норовистость машины начинают вытеснять азарт общения с ней. Хочется сказать: «Хватит! Довольно! Хочу чего-нибудь поспокойнее. Да и побезопаснее».
Булыжник – тяжелое испытание и для подвесок «Авео», и для водителя. Шум, грохот, лязганье ограничителей и постоянный холодок внутри от возможного контакта с «шершавой» дорогой. Словом стихия этого авто – асфальт, и чем ровнее, тем лучше.
«Лада-Ларгус»
Из «Лады-Ларгус», произведенной в Тольятти, корни «Рено» торчат во все стороны. Автомобиль очень быстро формирует ощущение прочности, беспроблемности и надежности. Даже на максимальной скорости «Ларгус» воспринимается как комната психологической разгрузки. Машине, конечно, не хватает азарта, эмоций: для кого-то это минус. Зато есть живой и ровный по характеристикам двигатель, понятная и надежная управляемость. Еще – отлично сбалансированные по энергоемкости и комфорту подвески, не уступающие грантовским, а в чем-то даже превосходящие их. Не эталонные, но вполне отзывчивые тормоза.
Правда, водительское кресло даже на фоне грантовского (а ведь одна фирма!) оставляет желать лучшего. Как и комбинация приборов. Неплохо бы «короткой» коробке иметь шестую передачу, а кузову – лучшую шумоизоляцию: он слишком гулкий на мелких неровностях. С ростом скорости гул пропадает, но ощущение пребывания внутри гитарной деки остается. Зато по булыжнику хочется ехать все быстрее и быстрее: запас у подвесок огромный. В общем, недостатков куда меньше, чем достоинств.
ОБУВНОЙ ОТДЕЛ
Шины предоставлены одним производителем – фирмой «Континенталь». Однако они разных марок: ContiPremiumContact 2 («Авео»), Barum Bravuris 2 («Гранта») и Uniroyal RainExpert («Ларгус»). У «Барума» и «Конти» асимметричный рисунок протектора и сугубо асфальтовое предназначение, дождевые «Унироял» с глубоким направленным, скорее всесезонным рисунком протектора, на первый взгляд, не очень вписывались в тему высоких скоростей. Однако минул день, другой, причем с дождями и грозами (самая что ни на есть «унирояльная» погода), и скепсис сменился удивлением. А затем уверенностью, что особенно цепкие в сырую погоду и отлично отводящие из пятна контакта воду колеса «Ларгуса» не только выдержат предложенный темп, но и с минимальными потерями доберутся до финиша. Так и получилось: экономный по отношению к шинам «Ларгус» и разносторонний «Унироял» словно созданы друг для друга. Пробитое на четвертый день заднее колесо не в счет. В итоге заменили лишь три шины: две передние по износу (отличный результат!) и одну после разрушения.
ContiPremiumContact 2 и Barum Bravuris 2 во многом схожи. Жесткие, цепкие, прямо-таки вгрызались в асфальт (особенно в сухой), обеспечивая отменное качение и надежный контакт с дорогой. Акценты же, как всегда, расставили скорость (чем она выше, тем интенсивнее износ) и настройки шасси. «Лада-Гранта» в содружестве с «Барумом» (кстати, отлично ей подошедшим по характеру) оказалась ожидаемо бережливее «Шевроле», обутого в «Конти». Последний из-за прыти и резких траекторных колебаний уничтожал шины интенсивней (замена передних – каждые два дня). Но в целом все водители отметили именно высокую надежность и износостойкость «обуви».
Эдуард ЧМЕЛЁВ, главный конструктор проекта «Лада-Ларгус»
Мы благодарны журналу «За рулем» за постоянный интерес к продукции АВТОВАЗа и помощь в объективном информировании потенциальных клиентов о качестве и характеристиках наших автомобилей.
Тест очень показательный. Основные элементы автомобиля – двигатель, трансмиссия, шасси – работают в предельных режимах, и, если в конструкции есть какие-то скрытые дефекты, они обязательно проявятся. Данное мероприятие мы расцениваем как дополнительную оценку нашего продукта и принимаем во внимание даже малейшие замечания, чтобы незамедлительно улучшить конструкцию.
Должен отметить высокий профессионализм и самоотдачу участников. Всё организовано идеально – связь, заправки, расходные материалы, сбор статистических данных. Пилоты – героические люди! Не каждый сможет мчаться на максимальной скорости более двух часов подряд!
Общая атмосфера – «Ле-Ман» в миниатюре: волнения, переживания, накал страстей. Не хватало лишь зрительской поддержки. А что, если пригласить на мероприятие представителей фан-клубов автомобилей-участников? Их присутствие еще больше усилит интерес аудитории к действу.
Выражаю особую благодарность за приглашение на автополигон и буду счастлив, если пригласите принять участие в южных, северных, западных или восточных испытаниях нашего победителя – «Лады-Ларгус».
Кристофер МАЙКЛЗ, директор по качеству «GM Россия»
Основное назначение лампочек-индикаторов на приборной панели – привлекать внимание водителя к любым нештатным ситуациям и указывать ему на необходимость проведения техосмотра в сервисном центре GM. Срабатывание бортовой диагностики, скорее всего, было вызвано в данном испытании продолжительным движением на повышенных скоростях в экстремальных дорожных условиях, далеко выходящим за рамки повседневного режима вождения. Поскольку модель «Авео» успешно прошла испытание, мы просим у журнала «За рулем» разрешения на проведение анализа всех результатов диагностики с использованием тестового оборудования GM.
Сергей МЕДИНЕЦ, главный конструктор проекта «Лада-Гранта»
Марафон «60 часов «За рулем» – объективный и весьма напряженный тест на надежность, в ходе которого можно в минимальные сроки определить уровень и качество разработки автомобиля.
Было приятно увидеть четкую и грамотную организацию мероприятия, а также работу специалистов «За рулем», чей подход к оценке автомобилей считаю прозрачным и объективным.
Для нас очень важно учесть все замечания, полученные в ходе проведения мероприятия, а мнения и советы пилотов по улучшению компонентов «Лады-Гранта» непременно будут приняты во внимание.
Что касается привода коробки передач: уже с октября на всех «грантах» в комплектации «Норма» и «Люкс» будет использован тросовый привод взамен нижнего тягового. Знаем мы также о замечаниях к работе тормозной системы. Для ее улучшения начинаем плотное сотрудничество с нашим партнером – компанией «Рено».
Наконец, подшипники ступиц задних колес. Дефектные детали забираем на АВТОВАЗ для анализа и установления причин дефекта. Затем подшипники отправим поставщику, от которого будем ожидать корректирующих действий.
ПОКАТИЛИСЬ?
В ходе обязательного предстартового техобслуживания выявили люфт подшипников задних ступиц автомобиля «Лада-Гранта» (пробег чуть больше 1000 км). Взамен заводских купили подшипники фирмы SKF, стоимостью 600 рублей за штуку, они выдержали испытания без нареканий. Со снятыми деталями специалисты АВТОВАЗа пообещали разобраться на заводе.