Оранжевое небо

ОРАНЖЕВОЕ НЕБО

Иной раз тонированные стекла спасают, спрятав от посторонних глаз. Есть у них и другие приятные свойства. Высококачественные пленки уменьшают вероятность травм от осколков разбитого стекла: они останутся висеть на пленке. Тонирование снижает ослепление светом солнца или фар, задерживает до 99% ультрафиолетового излучения, а металлизированные пленки заодно перехватывают и до 70% теплового. В машине с тонированными стеклами летом прохладнее, зимой - теплее, а чем комфортнее водителю, тем меньше он делает ошибок.

Не будем сбрасывать со счетов и другие соображения. Самая скромная "девятка" с затемненными стеклами и выглядит представительнее, и может отпугнуть "подставлял": а вдруг она везет "братков", с которыми лучше не шутить?

Сегодня известны три способа тонирования стекол. Первый - окраска самого стекла при производстве. Это можно видеть на многих иномарках. Затемнение не превышает 25%. Пока стекло не разобьешь и не заменишь, его свойства неизменны. Одному это нравится, другому - нет.

Второй способ, с которого делало первые шаги тонирование, - напыление на стекло светопоглощающего материала. У одних получалось хорошо, у других безобразно: сильно "зеркалит", царапается. Удалить слой со стекла почти невозможно, в то же время от удара он не защищает. Наконец, появился и быстро утвердился третий способ тонирования стекол - пленками.

НЕЛЬЗЯ? МОЖНО?

Согласно ГОСТ 5727-88 и дополнениям к нему, "Светопропускание стекол, обеспечивающих видимость для водителей, должно быть не менее: 75% - для ветровых стекол; 70% - для стекол, не являющихся ветровыми..." Далее текст не приводим. Главное для читателя знать, что при наличии боковых зеркал с обеих сторон приведенная выше норма 70% касается только передней половины стекол дверей водителя и правого пассажира. Остальные стекла можно тонировать пленкой с любым светопропусканием (см. рис.).

КАКОВ ВЫБОР?

Качественные пленки с сертификатом и гарантированными показателями поставляются, в основном, компаниями Courtaulds Performance Films (Llumar) (США), Johnson windows films (США), Commonwealth Laminating & Coating (Suntek) (США), MSС/Solar Gard (США), корпорацией "3М". Эти пленки практически не поступают в розничную торговлю и продаются только у авторизованных дилеров. Светопропускание и цвета - на выбор: от серого до черного, зеленый, бронзовый, голубой...

На российском рынке больше всего тонированных пленок Llumar (США), которые здесь продвигает фирма "Соларекс". На них нанесен новый клей, повысивший адгезию к стеклу в несколько раз по сравнению с прежними. На втором месте по объему поставок - фирма "Оконные пленки Джонсон", предлагающая пленки компании Johnson. На тонировку этими пленками специализированные центры выдают гарантию. Цены в долларах за квадратный метр, в зависимости от свойств пленки - 5,4-6,2 для Llumar и 4,5-9,5 - для Johnson.

В магазинах и на рынках автозапчастей продаются пленки для самостоятельного наклеивания - в основном с Тайваня и из ОАЭ. Эти пленки производят по американским и японским технологиям. Их качество улучшается с каждым годом, однако еще не дотягивает до уровня фирм-законодателей. В упаковке обычно от 1,5 до 2 м2 пленки, пластмассовый шпатель для разглаживания и нож. Для автомобиля требуется не менее двух рулонов. К сожалению, гарантий качества и степени светопропускания фирмы не дают. Обычно на упаковке указывается только цвет (в продаже чаще всего серо-черный).

Тонирующие пленки различаются по конструкции, но в основе всех - лавсан (полиэтилентерефталат). Самые простые и недолговечные - однослойные с окрашенным клеевым слоем. Гораздо больше достоинств у окрашенных пленок. Они могут иметь несколько слоев (до девяти) с различными отражающими, поглощающими и антиабразивными свойствами. В некоторых присутствуют металлизированные слои.

Самые высококачественные пленки - многослойные, нейтрального цвета с напылением металла. Такие даже при низком светопропускании позволяют водителю адекватно оценивать окружающую обстановку, тогда как низкокачественные пленки существенно ухудшают видимость.

Толщина тонировки в пределах 50-60 мк.

Вот несколько приобретенных нами пленок (фото 1) и их основные характеристики:

1. Solar Window Film D.I.Y. super d. Grey. Тайвань. Окрашенный клей; 110 руб.; 0,5х3,0 м; светопропускание - 8%.

2. Solar Window Film super d. Black. Тайвань. Сделано для России, испытано в лаборатории НАМИ. Окрашенный клей; 120 руб.; 0,75х3,0 м; светопропускание - 5%.

3. Solar Tek Film Cofield. Тайвань. Окрашенный клей; 80 руб.; 0,5х3,0 м; светопропускание - 25%.

4. Solar Window Film (Heat X) SF350 Dark Black made in USA for. ОАЭ. Окрашенная пленка; 349 руб.; 0,5х3,0 м; светопропускание - 15%.

5. IWM Radius Homas REaction film. Япония. Нейтральный цвет с металлизированным слоем; 337 руб.; 0,5х1,5 м; светопропускание - 50%.

6. C.P.F. Gila W.F. blue TTB245. США. Окрашенная пленка с металлизированным слоем и градиентом светопропускания по ширине от 5 до 50%; 120 руб.; 0,61х2,0 м.

На пленках, как правило, нет инструкций по наклейке на русском языке, однако есть серии картинок с этапами работы.

ГАИ проверяет светопропускание специальными приборами, наиболее распространенный - "Блик". Он показывает количество света, прошедшего через стекло, в процентах. Как и у большинства контрольных приборов, у "Блика" есть ограничения по применимости: им нельзя пользоваться при температуре ниже минус 10°С и при влажности воздуха более 80%.

Кроме того, если его подключают в гнездо прикуривателя, то напряжение на клеммах аккумулятора должно быть в пределах 12-12,6 В. Даже при соблюдении всех правил работы этим прибором допускается погрешность измерений до 10%. При контактах с ГАИ полезно помнить, что если пломба госповерки отсутствует или повреждена, прибор считается неисправным и его показания можно опротестовать.

КАК ПРОВЕРИТЬ?

Наша попытка оценить светопропускание купленных пленок в ГАИ не удалась. На ПТО 19 (бывший ПИК) категорически отказали: "Светопропускание проверяем только на автомобилях. Обращайтесь на сервисные станции..." Что тут скажешь! Ну не хочет чиновник из ГАИ раскрывать "секреты" своей профессии. Ему ведь тоже кормиться надо.

Кстати, а на каких это СТО есть такие приборы? И для чего? Ведь ни одна инструкция по эксплуатации автомобиля не предусматривает проверки светопропускания стекол.

Профессионалам-тонировщикам приборы тоже ни к чему - наклеят любую пленку, куда покажете. Так что проверять ее за ваши же деньги и наказывать рублем нынче уполномочен только элитный клуб "Защитников законности". Иначе говоря - своего кармана.

Чистые боковые стекла пропускают до 92-94% света. Значит, если речь идет о стеклах передних дверей, светопропускание тонировочной пленки должно быть не ниже 76-78%. Сразу скажем, что найти такую на российском рынке вам вряд ли удастся, поэтому тонировать или нет передние стекла - решать вам. Ездят же некоторые и с черными ветровыми стеклами, фонарями, фарами! Такова мода. Но каждый умный гаишник может вас "шкурить" вполне законно.

В специализированных центрах тонирование стекол легкового автомобиля стоит 90-160 долл., а джипа - до 250. Работу выполняют довольно быстро - за 1,5-3 часа. Здесь могут услужить и тем, кому мало быть "невидимкой", а хочется дополнительно защитить себя от нападения. Для этого используют другие пленки - более толстые, наклеенные по особым методикам. Но сейчас речь не о них.

ТЕХНОЛОГИЯ ДЛЯ ГАРАЖА

Выглядит все просто: вырезав пленку по приготовленному заранее шаблону из бумаги (фото 2), снимаем ее защитный слой с клеевого (фото 3), обрызгиваем внутреннюю поверхность стекла и пленку водой (фото 4), накладываем ее на стекло, разглаживаем шпателем от середины к краям (фото 5).

Но, как показывает практика, приемлемый результат получается не с первого раза. Многим будет выгоднее воспользоваться услугами профессионалов. Если все же хотите помучиться - возьмите помощника. Здесь уйма разных тонкостей. Например, на дверях с опускными стеклами приходится снимать обшивку, чтобы наклеить пленку под уплотнителем. Попробуйте-ка, не имея навыков!

Очень трудно тонировать вклеенные стекла, особенно сильно наклоненные задние. В салоне даже большой машины не очень-то развернешься, а такие стекла еще и двойной кривизны...

Перед работой тщательно вымойте всю машину. Все делайте аккуратно, иначе труд пойдет насмарку из-за "пустяков" - воздушных пузырьков, песчинок и т. п.

Профессионалы добавляют в воду специальные размягчители. Можно влить немного (до 3%) шампуня, лучше всего Johnson Baby (но только не поддельного!). Время от смачивания до наклейки не должно превышать трех минут. Воду из-под пленки необходимо полностью выдавить: там, где останется влага, пленка отслоится. Большое влияние на конечный результат оказывают запыленность, влажность, температура и освещенность. Чтобы пленка надежно приклеилась, лучше предварительно выдержать автомобиль в теплом сухом помещении хотя бы сутки, не пользуясь стеклоподъемниками.

Стекла двойной кривизны приходится обклеивать частями. Профессионалы же наклеивают целый кусок, используя специальный инструмент и тепловой пистолет для растяжения пленки. Работать таким нужно очень осторожно - от перегрева стекло может лопнуть.

Чтобы снять старую пленку, подцепите ножом ее край и старайтесь содрать со стекла целым куском. Остатки клея размочите мыльной водой или очистителем стекол типа "Секунда" и сотрите тряпкой.

Кстати, пленки сегодня применяют не только на автомобилях. Они давно используются в строительстве - посмотрите на банки, офисы, магазины, элитные дома...

Основные виды тонирующих пленок в магазинах и на рынках.

Для удобства работы изготовили из бумаги шаблон и по нему вырезали пленку с небольшим припуском. (Липкий слой пленки находится с внутренней стороны рулона, как у изоляционной ленты или обычного скотча.)

Наклеив на основную и защитную пленки кусочки липкой бумаги, разделяем их. Не пытайтесь это делать лезвием и т. п.!

Из пульверизатора обрызгиваем стекло и пленку водой.

Наложив пленку на стекло, шпателем выдавливаем из-под нее воду от центра к краям. Шпатели из упаковок могут царапать пленку, их лучше обернуть плотной тканью.

Подпишитесь на «За рулем» в