Управление гневом

Госдума не приняла законопроект о введении ответственности за агрессивное вождение, но не поставила на нем крест.

Ввести штрафы за это нарушение пока невозможно, так как в ПДД нет формулировки «агрессивное вождение». Депутат «Единой России» Вячеслав Лысаков предложил инициаторам проекта совместно с ГИБДД разработать четкое определение этого термина и придумать, какими способами такое вождение выявлять

Депутат ЛДПР и главный инициатор законопроекта Ярослав Нилов рассказал нам о своем видении водительской агрессии. По его мнению, это понятие может вклю­чать в себя три основных вида нарушений. Во-пер­вых, это опасное маневрирование и опасное перестрое­ние по полосам – так называемые шашечки. Такие лихачества могут стать неожиданностью для других участников движения и спро­воцировать экстренное торможение или выезд на встречку. Второй пункт – дистанция. Не­которые водители специально «садятся на бам­пер» впередиидущего автомобиля, чтобы зас­тавить его уступить дорогу. Часто при этом еще и моргают дальним светом фар. Такие трю­ки тоже чреваты авариями, так как при воз­никновении необходимости затормозить у впередиидущего автомобилиста столкновение становится неизбежным. Третье, и последнее, что подразумевается под водительской агрессией, – необоснованное резкое торможение. Водитель, который постоянно резко разгоняется и также резко тормозит, непредсказуем для других участ­ников движения, и его поведение опасно не только для его собственной жизни, но и для всех окружающих.

Точной формулировки нового понятия, которую можно было бы закрепить в ПДД и КоАП, пока нет. Анализируя определения, существующие в других странах, например, в США, становится понятно, что для нашей страны они вряд ли подойдут. В Калифорнии под агрессивным вождением понимаются «действия водителя, в результате которых сознательно создается угроза безопасности физических лиц». В СССР было похожее определение: «Нарушения, повлекшие создание аварийной обстановки и вынудившие других водителей резко изменить скорость и направление движения». Но такие формулировки слишком расплывчаты и вызвали бы массу воп­росов по их трактовке.

Но главная сложность реализации законопроекта не в формулировке понятия, а в том, что к водителям, практикующим агрессивный стиль вождения, очень сложно применять какие-либо санкции, поскольку нарушение ими ПДД доказать практически невозможно. Однако Нилов считает, что справиться с этим реально. «Можно применять показания свидетелей, видеорегистраторы, установленные на гражданских и полицейских машинах, камеры видеофиксации», − пояснил депутат.

Комментарий

Михаил Блинкин, научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства:

− Наше законодательство в области безопасности дорожного движения сугубо архаично. В частности, мы до сих пор не ввели общепринятое в мире разделение между неаккуратным вождением (careless driving) и опасным вождением (dangerous driving). Между тем первое из них должно проходить по разряду административных правонарушений, второе – признаваться уголовным преступлением. К примеру, водитель, который сбил пешехода на «зебре» или же въехал на заполненную людьми остановку, заведомо не имел умысла к убийству. Однако его опасное вождение, бесспорно, было умышленным. Соответственно во многих странах мира с большим трафиком такой автомобилист попал бы под суд по весьма тяжкой уголовной статье, и обвинение никогда не сказало бы при этом, что водитель не справился с управлением.

Вердикт

Сергей Настин, редактор:

– В США и других странах мира сотрудники полиции сами определяют, насколько опасны для окружающих действия водителя. Так, в Австралии дорожные инспекторы не пощадили даже знаменитого гонщика «Формулы-1» Льюиса Хэмилтона, решившего подрифтить для публики вне гоночной трассы. Но у нас доверить это сотрудникам ГИБДД не согласится никто – для них это сразу же станет новой «кормушкой». Сами автомобилисты тоже вряд ли будут «стучать» друг на друга. Остается только ставшая уже вездесущей видеофиксация, но сможет ли она справиться и с этой задачей, пока непонятно.

Подпишитесь на «За рулем» в