DEKRA: безопасность на дорогах
К счастью, в этих авариях никто не пострадал. А фирма «Декра» получила массу полезной информации, которой охотно поделилась.
Название «Декра» в России не на слуху, а ведь это весьма уважаемое имя с полувековой историей. В составе «Декры» 180 компаний, чья деятельность по большей части связана с автомобилями: техосмотр, сертификация и консалтинг. Проводит «Декра» также независимые крэш-тесты, но не с целью сделать автомобиль безопаснее, а чтобы показать, какими последствиями чреваты халатная эксплуатация машин, нарушение правил движения, неосторожность или невнимательность. Эти данные служат основой рекомендаций по снижению риска аварий и тяжести их последствий – как для водителей, так и для служб, эксплуатирующих дороги. В этом году лейтмотивом выбрали знакомую проблему – ремонтные работы на дороге. Им и посвятили три крэш-теста. Но прежде чем рассказать о них, пара мыслей, на которые навела пресс-конференция перед показательными ударами.
ИХ НРАВЫ
Вашему покорному слуге по долгу службы довелось проехать не одну тысячу километров по дорогам Европы. Каждый раз по возвращении домой прихожу в ужас. Речь даже не о таких вопиющих случаях, как открытые люки или бездонные ямы, – сама организация ремонта дорог в России поставлена из рук вон плохо. Кому из нас не знакома такая «картина маслом»: в левом ряду идут работы с отбойником, а предупреждает об этом лишь выгоревший знак «30» на стоящем грузовике. Риск неприятностей в этом случае высок не только для водителей, но и для самих ремонтников! Для контраста: в Швейцарии машины последних защищены барьерами-подушками, снижающими энергию удара. А грузовик с автоматическим установщиком оградительных конусов за 20 минут выставляет 260 «вешек» на дистанции 5 км. Причем собирают конусы тоже автоматически: машина просто едет задним ходом. Грузовик также наносит желтую резиновую полосу на быстрые ряды перед проблемными участками. При наезде автомобиля на такую разметку возникает громкая вибрация, которая заставит зазевавшегося водителя спохватиться. Такие меры более чем оправданны: ремонтируемый участок четко обозначен, а лишних людей на дороге нет. По статистике, тяжелые аварии нередки именно на знакомых для водителей трассах.
В зоне особого риска ремонты, связанные с выездом на встречную полосу, и S-образные объезды. Ремонтникам стоит уделять знакам особое внимание, ведь водитель, как только видит заветный «конец ограничений», немедленно нажимает на газ. Это приводит к большой разнице в скоростях на таких участках и, как следствие, повышает вероятность аварии.
Но наивно винить во всех наших бедах дорожников: поведение самих водителей в России безобразно. Мы игнорируем разметку, не соблюдаем скоростной режим и уж совсем наплевательски относимся к правилам остановки.
Вам доводится видеть приятелей, чьи машины, мерцая аварийками, выпирают с обочины на дорогу? Что за необходимость заставила их встать на шоссе (а то и на автомагистрали!) – поломка? Бьюсь об заклад, в большинстве случаев они обсуждают, где лучше купить шашлык или как не проскочить поворот к рыбному озеру. Причем разговор «удобнее» вести с водительской стороны, стоя прямо на дороге.
Что-либо подобное, скажем, в Германии даже представить невозможно. Вас тут же «примет» полиция, штраф выпишут такой, что на барбекю вряд ли останется. На любой дороге, даже в российской глубинке, всегда можно найти съезд или карман, где остановка будет безопасной.
Ремонт бывает нужен и машине. Если авто действительно сломалось или вы прокололи колесо, постарайтесь дотянуть до прямого участка, который хорошо просматривается. Положите в машину светоотражающий жилет – в салон, а не в нишу для запаски, которая завалена горой дачных сумок. И не стесняйтесь надеть его при выходе из авто! Такие жилеты многим спасли жизнь.
Включайте аварийную сигнализацию сразу же, как поймете, что с машиной что-то не так. Выставьте аварийный треугольник за 100 м от бампера. Помните: на скорости 120 км/ч попутная машина пролетает за секунду 33 м, – дайте другому водителю хотя бы три секунды на маневр. В ожидании техпомощи отойдите за пределы дороги, как бы неуютно вам ни было на жаре или под дождем.
ПЕРЕДАЙТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ШТОПОР
Мы увязли в пробках и склонны винить в их возникновении всех, кроме самих себя. Давайте же разберемся, кто виноват на самом деле. Разумеется, есть причины объективные: подъемы и спуски, повороты, погодные условия. И конечно, ремонты и сужения приводят к серьезным затруднениям. Не чинить дороги никак нельзя, но можно минимизировать влияние на поток, поэтому в Европе уже давно приняты правила: протяженность ремонтируемых участков не должна превышать 12 км, расстояние между ними – минимум 5 км. Берется в расчет интенсивность потока. Швейцарские и германские стандарты гласят: длительные работы и сужение трехрядной дороги возможны лишь в исключительных случаях и только при условии, что в час пик по ней проходит не более 3000 авто. Соответствующее оповещение должно наличествовать не менее чем за 2 км до места ремонта.
А что требуется от нас с вами? Опять же, я не говорю про средневековую дикость – езду по пыльным обочинам. Дивлюсь людям, которые везут жен и детей по ямам и пыли, не жалея их нервов и легких. Вы лишь крепче запираете шоссе!
Как ни странно, поддерживая стабильную скорость, мы в состоянии уменьшить время пребывания в пробке. Не тормозите и не ускоряйтесь резко: тем самым вы сбиваете ритм движения, вызывая цепную реакцию, жжете лишний бензин и только устаете. Больше внимания на несколько идущих впереди машин – и вот вы и поток едете спокойнее. Не обгоняйте без нужды (одно из самых страшных нарушений на немецких автобанах – обгон справа). Перестраивайтесь для съезда заблаговременно и, включив указатель поворота, четко обозначьте свои намерения. Тормозите плавно, помните: остановить многотонный грузовик, идущий следом за вашей легковушкой, не так-то просто. При выезде на шоссе максимально используйте разгонную полосу, чтобы влиться в поток на его же скорости. Ну и конечно, есть общечеловеческие нормы поведения. Соблюдайте дистанцию и будьте терпимее! Представьте, что перед вами мигает поворотником сосед по даче. Вы ведь пустите его, не так ли?
КРЭШ-ТЕСТЫ
Ситуация первая,
типичная для Европы: на автобан прибывает грузовик с рабочими. Сзади установлен специальный блок-сэндвич, абсорбирующий энергию удара. Команда готова – старт!
Старенький «Форд-Пума», ведомый тросом по направляющим, разгоняется до 75 км/ч и врезается в блок. Спустя пару секунд все кончено, за работу берутся эксперты. Манекены не оборудованы датчиками, поэтому точных данных о самочувствии «водителя» нет. Кажется, все хорошо: дверь открылась легко, передняя панель на месте, подушка сработала. А ведь многотонный грузовик от удара сдвинулся с места почти на полметра! Но все же инцидент относительно безопасен для рабочих, занятых своим делом перед грузовиком.
Вывод: деформируемые подушки для ремонтных машин существенно снижают вероятность серьезных последствий ДТП. Они повсеместно используются в Швейцарии, но в Германии встречаются гораздо реже. В России, увы, замечены не были.
Ситуация вторая:
в правом ряду сломалась машина. Водитель открывает капот и пытается решить проблему. Сзади в кресле пристегнут ребенок. Но водитель не обозначил должным образом остановку – поставил аварийный знак слишком близко к машине.
В итоге один из автомобилей попутного направления замечает стоящий «Фольксваген-Поло» поздно и врезается в него на скорости 55 км/ч. Следует драматический полет водителя «Фольксвагена» через бетонную разделительную более чем на 10 м. Фатальный исход, увы, весьма вероятен. Ребенок в кресле уцелел, хотя задняя часть машины сильно повреждена. Автомобиль, совершивший наезд, пострадал меньше, риск травм его водителя и пассажира невелик благодаря ремням и подушкам.
Вывод:
в случае поломки следует незамедлительно надеть световозвращающий жилет, сразу же высадить людей из салона и по возможности увести их за разделительное ограждение, выставить знак аварийной остановки на достаточном удалении.
Ситуация третья:
в результате ремонта двухрядная дорога сужается и приобретает S-образную форму.
Синий фургон в правом ряду вместо того, чтобы следовать по временной разметке, продолжает ехать прямо и выталкивает соседа на встречную полосу, где тот сталкивается с другим авто на скорости 50 км/ч с 50-процентным перекрытием. Рыжая машина затем отскакивает под углом и бьет задней частью фургон. В итоге массового ДТП рыжий автомобиль получил серьезные повреждения – возможно, фатальные для водителя и тяжелые для пассажира. Водитель встречного авто защищен хорошо, пассажир не пострадал, как и водитель фургона.
Вывод: в местах ремонта требуется особое внимание – следите за знаками, не отвлекайтесь на радио и телефон. Старайтесь не ехать параллельно с другими машинами, особенно грузовыми, – чуть отстаньте от соседа. Не перестраивайтесь и не обгоняйте. Ночью и на скользком покрытии сбросьте скорость.