Объехать пробку: как работают онлайн-сервисы
ОТКУДА ДРОВИШКИ?
Изначально данные о дорожном движении поставляли видеокамеры, размещенные на улицах города. Некоторые из них автоматически определяли скорость потока, что облегчало анализ ситуации. Однако большая часть работы с графической схемой пробок выполнялась вручную. Полноценного покрытия таким методом не обеспечить, система охватывала разве что основные магистрали и примыкающие к ним улицы. В этом случае разумнее открыть доступ к изображению с камер непосредственно пользователям, это куда нагляднее трехцветной индикации на карте.
Задача упрощается, если вдоль дорог установлены сканеры потока, которые передают данные о скорости и интенсивности движения в центр обработки: автоматика очень разгружает человека.
Однако и здесь возникает проблема полноты и достоверности информации. Ведь каждая улица потребует десятков устройств, что сделает комплекс поистине золотым.
Оптимальный метод сбора данных – от самих автомобилистов, пользующихся пробочными сервисами. Пока вы, двигаясь по маршруту, изучаете дорожную ситуацию, спутниковые системы позиционирования GPS или ГЛОНАСС фиксируют ваше местоположение и отслеживают скорость. Опираясь на эту информацию, компьютер в автоматическом режиме формирует картинку загруженности улиц. Так владельцы мобильных гаджетов становятся одновременно и поставщиками, и потребителями информации. Эта аудитория постоянно растет (разумеется, все данные о передвижениях клиентов обезличены).
Сегодня сведения, поступающие от частников, практически полностью удовлетворяют потребности операторов пробок. Однако компании подстраховываются, привлекая партнеров с большим автопарком, ежедневно курсирующим по городу. Те не только поставляют мгновенные данные, но и собирают статистику с определенных участков: маршруты корпоративных машин, как правило, стандартны и повторяются изо дня в день. Еще используют обычные камеры наблюдения, информацию ГИБДД и новостных лент, а также звонки и эсэмэски от пользователей. Изменения, отражающие уточненную обстановку, вручную вносятся в схему пробок. Оперативность обновления данных – считаные минуты. Так, «СитиГИД» запрашивает свежие новости каждые 3 минуты, «Яндекс.Пробки» – раз в 2 минуты.
Данные различных сервисов могут не совпадать. Подтверждение тому – скриншоты «Яндекс.Пробки» и «СитиГИДа» в один момент времени.
Тем не менее помощь систем водителям трудно переоценить.
ЦВЕТНЫЕ КАРТИНКИ
Информацию о заторах переносят на интерактивную карту города. Некоторые сервисы указывают скорость на разных участках, однако намного проще воспринимаются цветные линии: зеленый – проедете с ветерком, красный – ищите маршруты объезда.
Определенную сложность вносят разные типы улиц. Например, 40 км/ч – роскошь для тихой улочки в центре мегаполиса и в то же время рабочая скорость для большинства широких проспектов. Логика подсказывает маркировать дорожные ситуации на этих городских трассах разными цветами. Однако в этом случае зеленый однополосный проулок окажется медленнее параллельной красной магистрали. Поэтому, хотя некоторые операторы и используют градацию городских трасс, разница в скоростях при присвоении уровней минимальная. Например, у «Яндекс.Пробки» – около 5 км/ч.
Для получения объективной картины на конкретном участке система сверяет данные нескольких гаджетов и исключает выбивающиеся из общей картины, – ведь кто-то остановился у придорожного магазина, не выключив приложение в смартфоне, другой едва ползет по пустой улице, высматривая нужный номер дома, а третий и вовсе объехал глухую пробку по обочине. Общую загруженность городских улиц указывают в баллах. За нулевой уровень берут время проезда маршрута по свободным улицам.
СПИСОК ОПЦИЙ
Как и в ситуации с автомобилями, потребителей стремятся побаловать наворотами и дополнительными функциями. Самая востребованная из них – прокладка маршрута с учетом пробок. Для этого нужен доступ в Интернет с помощью внешнего или встроенного модема и сим-карты. Пожалуй, наиболее известны сервисы «Навител» и «СитиГИД». «Гармин» использует информацию авторитетного и признанного источника – «Яндекса», отдавая тому взамен сведения от собственных пользователей. Кроме того, сигнал поступает не по платным сетям Интернета, а по радиоканалам RDS/TMC. Зона охвата при таком решении скромнее, но в пределах города это не принципиально.
Основная проблема разработчиков – прокладка и пересчет маршрутов. Системе приходится учитывать множество нюансов, иногда предугадывать ситуацию на десятки минут вперед или даже видеть пробки на отдельных полосах дороги. Последнее немаловажно при проезде развязок и перекрестков, где лишь пара рядов магистрали стоит в ожидании поворота, а остальные свободны. Запатентованный компанией «СитиГИД» векторный алгоритм учитывает не только скорость движения, но и направление. Как уверяет разработчик, его система навигации прокладывает наилучший маршрут, выигрывая для водителя до 30% времени по сравнению с традиционным методом анализа. Карты также сообщают множество дополнительных данных, подкачиваемых из Интернета, – это ремонтные работы на дорогах, аварии, размещение камер видеофиксации нарушений и прочие нюансы, влияющие на скорость движения. Любителям статистики предложат архивы пробок или усредненные показатели на ту или иную дату и время суток.
Системы позиционирования дают погрешность до нескольких метров, то есть порой «выводят» машину за границы дороги. В этом случае автоматика, сверившись с реальным расположением объектов, корректирует отображаемую траекторию.
Для телеканалов, радиостанций и справочных служб антипробочные сервисы поставляют расширенную версию программы. Например, «Яндекс. Пробки» сообщает общую длину заторов в городе, оценивает быстроту движения по каждой магистрали в баллах (причем отдельно для каждого направления) или высчитывает потери времени относительно эталонного на том или ином участке. Дополнительная информация никогда не помешает.