Председатель комитета по энергетике: о топливе
– Мировые цены на нефть снижаются который месяц подряд, однако на этом фоне стоимость топлива на АЗС медленно, но все же растет. Выходит, мы живем по своим экономическим законам?
– Я думаю, объяснение надо искать в том, что рубль накрепко привязан к нефти. В этом плане мы стали абсолютно зависимой страной. И бюджет у нас каждый раз корректируется в соответствии с динамикой мировых цен на нефть. Ведь что происходит: если цены, допустим, на лондонской бирже падают, то одновременно рубль по отношению к доллару становится дешевле примерно на столько же процентов. Давали, скажем, 30 рублей за доллар, а теперь – 33 рубля. Одновременно меняется и рублевая цена бензина. Добавьте еще инфляцию – процентов шесть в год. Все очень просто объясняется. Это нормально в рамках экономических законов для сырьевой страны. Но ничего хорошего тут нет; плохо, что все хозяйство привязано к нефти, цены на которую очень неустойчивы. Шутка сказать, прогнозы стоимости барреля к концу года расходятся от 60 до 150 долларов! Можно ли строить на подобных данных развитие огромной страны?
– А как вообще будет меняться цена на топливо – продолжит расти? До какого предела?
– Я уверен, что стоимость углеводородов будет только увеличиваться. Есть старая истина, которую никто не смог опровергнуть: благосостояние поднимается пропорционально потреблению энергоресурсов. То есть чем богаче население, тем больше оно потребляет энергии – нефти, газа, электричества… Углеводороды исчерпаемы, адекватной замены им никто не нашел. Пока. Спрос на энергию растет, дешевые источники заканчиваются. Так что цены на них продолжат расти и стоимость топлива для автомобилей тоже. Это мировая тенденция. Хотя колебания возможны. Особенно когда начнется следующая волна глобального кризиса.
– Может ли власть влиять на процессы ценообразования?
– Конечно. Но мой прогноз – развитие страны пойдет, как и прежде, по инерционному сценарию; если власть и станет вмешиваться в ценообразование, то только от случая к случаю, в «ручном режиме». Хотя мы добываем значительно больше, чем нужно для внутреннего потребления. Регулировать цены топлива в долгосрочной перспективе реально. Скажем, зафиксировать, что в ближайшие десять лет литр бензина должен стоить один доллар, и держать это соотношение с помощью налогов и таможенных пошлин на экспорт нефтепродуктов, – разработать для этого специальную формулу.
То же самое сделать для электроэнергии. А то получается, что цены на бензин и электричество у нас уже выше, чем в США. Кстати, в Америке, где самый либеральный рынок, цены на электроэнергию фиксируются на 10–20 лет. Так что регулирование цен на основе долгосрочных договоров между государством и компаниями не только возможно, но и целесообразно. И никаких отклонений от рыночных принципов тут нет.
– Недавно глава думского комитета по транспорту заявил, что хотел бы повысить акцизы в топливе с нынешних трех до семи-восьми рублей за литр. Эти деньги позволят, наконец, отремонтировать все российские дороги и построить новые. Вы с ним согласны?
– Я категорически против! Нельзя сегодня повышать налоги и акцизы. Могу привести пример из области энергетики. Коммунальщики все время жалуются, что им не хватает денег на ремонт и содержание теплосетей и под этим предлогом повышают платежи. Но если разобраться, то выяснится, что на генерацию тепла у нас используется вдвое больше энергии, чем в Европе. Почему? Латать старые коммуникации вдвое дороже, чем уложить новые. При этом надо держать постоянно бригады ремонтников, которые умеют только откапывать и закапывать трубы. Если поставить в квартирах современные окна, тут же сразу сокращаются потери тепла. И так далее, по всей цепочке… А если еще разобраться со всеми ненужными посредниками, управляющими компаниями, с коррупцией в этой сфере, наконец… Получается, что совсем незачем повышать тарифы, – надо их зафиксировать и разобраться, как и на что тратятся деньги. То же самое с дорогами: куда уходят средства? Мы все время слышим: у нас стоимость строительства дорог самая высокая в мире. Но почему при этом дороги разваливаются после года эксплуатации?
– В мире активно развивается альтернативная энергетика: появляется все больше машин с гибридной силовой установкой, электроприводом. Но чтобы это направление активно развивалось у нас, нужны льготы производителям, исследователям, покупателям. Как вы считаете, нельзя ли для начала хотя бы снизить таможенные пошлины на ввоз электромобилей, например?
– Наш комитет уже сделал первые шаги в этом направлении, когда мы принимали закон 261-ФЗ «Об энергоэффективности». Там есть раздел, где мы описываем, какие технологии признаем энергоэффективными и в каком случае можно получать федеральные и региональные преференции и субсидии. К их числу относятся и автомобили, работающие на электричестве, природном газе. На основании этого закона правительство может принимать конкретные решения. Для России это важно, так как у нас самые большие в мире запасы природного газа и по выработке электроэнергии мы в числе первых. С помощью налогов и пошлин можно стимулировать развитие такой техники.
Надо делать так, как в Европе: вводить налоговые льготы для тех, кто строит электрозаправки, налоговые вычеты для граждан и организаций, которые покупают электромобили… Однако в России очень сложный законодательный процесс – от принятия закона до непосредственного постановления правительства и приказа Минфина. Но движение в этом направлении уже началось.